|
Подпишитесь на новости сайта по RSS
|
|
Главная страница
Здравствуйте!
Вы находитесь на сайте WebHamster.ru. Наш хомячок бегает по интернету в поисках интересной информации. Он собирает её по крупицам и аккуратно складывает здесь. А еще хомячок знает буквы, садится за свою маленькую пишущую машинку и сам пишет всякую ерунду. Он такой непоседа...
Новости
|
|
|
Да, можно. Это удивительно, но продукт под названием Microsoft Office 2010 для дома и бизнеса реально можно запустить в Debian Linux 11.
Да, для этого, конечно, потребуется воспользоваться стандартными пакетами Wine и PlayOnLinux, входящими в дистрибутив Debian. Но это не установка системы виртуализации внутри которой устанавливается Windows, внутри которого ставится офис. Это именно установка лицензионного офиса через Wine и его исполнение через данный эмулятор непосредственно в самом Линуксе.
Как сотворить такое чудо? Об этом написана статья:
Установка Microsoft Office 2010 в Debian Linux 11
Кстати, там же написано, как в 2023 году официально активировать лицензию на офис 2010 года выпуска. Да, и такое в Linux возможно!
У многих пользователей компьютеров может возникнуть вопрос: зачем вообще нужно запускать MS Office под Linux? Дело в том, что мне, как инженеру, необходимо работать с текстовой технической документацией. И работать с ней нужно не мне одному: любой технический документ - это плод коллективного творчества. А в чем у нас хранится чувствительная информация? Правильно, в формате, контролируемым американской компанией Майкрософт. И тут не помогают ни Libre Office, ни Мой Офис, ни Only Office, хоть бесплатные, хоть за деньги - при их использовании верстка гарантировано затем плывет в MS Office, что недопустимо для документов, созданных по отраслевым стандартам и ЕСКД.
Начать дружно использовать альтернативный офис в границах даже одного предприятия - это неподъемная административная задача. Поэтому инженерам приходится замещать административные факапы техническими решениями, хотя бы в пределах рабочей станции.
|
|
|
|
Из всех бесплатных и легкодоступных клавиатурных тренажеров сайт Klavogonki.ru - наиболее адекватный. Я перебрал несколько локальных программ и онлайн-сервисов, и могу сказать с полной уверенностью: лучше Клавогонок, для освоения метода слепой печати, нет ресурса.
Сейчас я нахожусь на такой стадии обучения, что мне нужно смотреть на изображение клавиатуры на экране, а пальцы сами находят клавишу. Следующий шаг, который позволяет сделать интерфейс Клавогонок - это отключить экранную клавиатуру. Но тогда сложность мгновенно возрастает в разы.
Я решил сделать промежуточную ступеньку в сложности: смотреть на клавиатуру на экране, но на которой не написаны символы. То есть, нужная клавиша отмечается, но какая на ней буква - не видно. Ты, конечно, знаешь, какая на ней буква, ибо она текущая в набираемом слове. Но визуального подтверждения этой информации в таком режиме нет. Выглядеть клавиатура, по моей задумке, должна так:
Для решения этой задачи я написал специальный скрипт в плагине Greasemonkey, который убирает буквы с клавиатуры. Как это можно сделать самостоятельно, написано в статье:
Как убрать буквы на клавиатуре в Клавогонках?
Надеюсь, этот неблошой лайфхак поможет кому-то проще пройти этап адаптации к клавиатуре и легче запоминать положение символов "на ощуп".
|
|
|
|
Демопати Chaos Constructions в 2022 году не состоится. Решение уже давно было принято оргкомитетом фестиваля, и не обсуждается. Стоит ли по этому поводу расстраиваться?
Нет! Потому что жаждующие до демосцены люди собираются на Undefined demoparty, которая (вот это сюрприз!) пройдет 20 и 21 августа на той же площадке под Санкт-Петербургом, что и Хаотичные Конструкции. Официально для Undefined объявлен уклон в хардварную направленность, но все классические номинации демосцены тоже представлены в палитре конкурсов.
Сайт фестиваля находится здесь:
https://undefined.c-c.ru
Дикий, необузданный дизайн сайта никого не оставит равнодушным! Атрибутика фестиваля тоже соответствует неписанным канонам хардварщиков от Бога. Команда фестиваля не имеет опыта проведения мероприятий, а это значит что факапы и драма во время сего действия обеспечены! Масла в огонь подливает суперспонсор - параллельно проводимая в бане и под березками конференция Бухаос! Интуиция подсказывает, что скучно точно не будет.
Самый быстрый и экономичный способ добраться до Рощино следующий: с Финляндского вокзала на Ласточке - 35 мин. (стоимость ~150 руб.). С платформы Рощино до отеля Райвола на местном такси (дежурят у платформы) - 10 мин. за 150 руб.
Посещение фестиваля возможно бесплатное, но браслетик выдается за донат, чтобы окупить аренду зала и аппаратуры. На территории отеля есть столовая с ценами как в столовых Питера. Одна особенность: на территории отеля банковские карточки не принимаются. Нужна либо наличка, либо на рецепшене оформить карточку и закинуть на нее средства через систему быстрых платежей. В конце прибывания остаток с отельной карточки можно вернуть. Для получения карточки оплачивать проживание не нужно.
Если вы находитесь близ Санкт-Петербурга, и вы не знаете чем занять себя на выходных — go на Undefined! Конкурсы, викторины, безумные хакатоны и прочие активности обеспечены организаторами фестиваля!
|
|
|
|
Уважаемые посетители!
В ближайшее время сайт WebHamster.ru может быть недоступен. Связано это с тем, что доменное имя переносится к другому регистратору. Невменяемые тарифы RU-CENTER и аффилированных с ними регистраторов типа R01 окончательно достали. Так как сейчас есть возможность переносить домен по коду без отправления письменного заявления в офис компании, как этого требовали раньше, я решил перенести регистрацию домена другому регистратору доменных имен, у которого и цены ниже и взаимодествие с пользователями проще.
После обновлений сведений в DNS-базе, и после того как я внесу соответствующие настройки, сайт должен начать работать как прежде.
|
|
|
|
Находясь в отпуске, решил таки дать ума STM32-микроконтроллеру STM32F103C8T6, именуемому в народе голубой таблеткой (BluePill). В перспективе эта плата должна применяться в одном из проектов по модификации ретро-компьютера. А чтобы с платой можно было удобно работать, нужна хорошая среда разработки, она же IDE.
Поначалу я, как заядлый Qt-шник, решил разобраться, как можно работать с этой платой из хорошо знакомой мне среды QtCretor. И это приключение затянулось надолго... В конце концов я с этим вопросом разобрался, но в результате пришлось удостовериться, что особого изящества и удобства сопровождать Embedded-проект в Qt Creator не получится. Одно только то, что для старта проекта все равно потребуется проприетарная среда разработки STM32CubeIDE, переводит всю эту затею в весьма сомнительное удовольствие.
Поэтому я решил искать дальше, и попробовал связку Microsoft Visual Studio Code IDE + PlatformIO. Продукт от компании Microsoft, что интересно, бесплатен и имеет открытый код, распространяемый по лицензии MIT. А плагин PlatformIO тоже разрабатывается открытым сообществом. Так как я уже использовал VS Code в своем проекте Retrogram для написания шейдеров, то эта среда разработки уже была мне знакома. Оказалось, что достаточно добавить плагин PlatformIO, и получается современная и мощная среда Embedded-разработки, в которой все работает из коробки, даже отладка.
Так как моя плата STM32F103C8T6 оказалась китайской репликой, то пришлось немного поковыряться в настройках, но в конце концов все заработало. Чтобы не забыть, что и где пришлось настраивать, я написал статью:
Настройка VS Code + PlatformIO для программирования и отладки STM32F103 под Linux
Имея в руках такой прекрасный инструмент, можно было начать разбираться непосредственно с самим контроллером. Для реализации проектов необходимо было понять, какую максимальную скорость переключения пина можно получить на такой STM-ке. Попробовав несколько методов и разные библиотеки, я получил скорость (период переключения) равный 60нс (да, наносекунд). Сам код я тоже записал, чтобы не забыть:
Пример быстрого ногодрыганья на BluePill STM32F103C8T6 через CMSIS
Да, Embedded-разработка на ARM оказалась куда сложнее чем на AVR. Но, все проблемы рано или поздно решаемы. А наличие инструментов с открытым исходным кодом дает возможность не завязывать разработку на проприетарные решения, работу с которыми в любой момент могут заблокировать корпорации.
|
|
|
|
Технологии не стоят на месте. Все становится больше, шире, компактнее. Ну, во всяком случае, так было до недавнего времени. Не обошли стороной эти изменения и современные мониторы. Теперь монитор покрывает в несколько раз больше площадь чем старый 14-ти дюймовый CRT-динозавр.
Монитор стал больше, а значит и Linux-консоль теперь вмещает не скучные 80x25 символов, а столько сколько надо. И казалось бы, что могло пойти не так? А вот поди ж ты, в большом размере тоже может скрываться проблема.
Возьмем HEX-просмотрщик. Традиционно, он отображал 16 столбцов, и это стало стандартом де-факто. Адрес каждой новой строки больше предыдущей на 0x10, и это удобно. Именно такой просмотрщик и был в Midnight Commander.
Но когда консоль превратилась из реальной в виртуальную, а мониторы стали широкими, встал вопрос: а как отображать HEX-код в случае, если консоль шириной over 100500 символов? И разработчики решили: будем отображать столько кодов, сколько влезет по ширине! Потом подумали и добавили: нет, это неудобно. Давайте так: разбиваем HEX-код на столбцы из 4-х байт. Если столбец влезает в отведенную ширину, значит так тому и быть. Будет 5/6/7 столбцов? Ничего, пользователь стерпит. Пускай в строке будет 20/24/28 байт и нарушается ровная адресация начала каждой строки. В конце-концов, адрес написан? Написан. Ну значит и каждый байт понятно где расположен. Релизимся! А кому не нравится, пусть дергает мышою размер виртуальной консоли, когда заходит в HEX-просмоторщик. А в чистой консоли? А в чистой мало кто работает, там пускай кривые адреса.
Но мы же себя уважаем, мы должны пользоваться инструментом, который выполняет свою функцию. Поэтому на ЛОР-е был поднят стон: "Оу, как это неудобно! Песец, почему разработчики такие душные? Куда катица мир?". И нашелся разработчик demidrol, который влез в код, исправил его как мог и сказал: "Нате вам исправления, только не нойте!".
Эти изменения были применены к MC 4.8.26-1.1 что в Debian 11. И мгновенно были собраны новые пакеты с исправлением:
И, вуаля! Теперь HEX-просмотрщик можно настроить так, чтобы всегда отображались 16 байт на строку.
Делается это в настройках редактора (другого места не нашлось, это же опенсорч!). Надо зайти в MC-редактор, вызвать меню по кнопке F9. Далее Настройки - Общие. В волшебном пункте Hex viewer bytes per line устанавливается число 16, и HEX-просмотрщик начнет показывать 16 байт на строку:
Вот они, родимые столбики:
Теперь ждем, когда это важное исправление появится в мастер-ветке единственного и наповторимого Midnight Commaner-а.
|
|
|
|
На днях поисковик Google прислал мне поздравления с тем, что сайт Webhamster.Ru достиг крупного показателя: количество переходов с поисковика Google достигло 100 000 переходов в месяц. Не сказать, чтобы я как-то специально занимался сайтом, чтобы увеличивать количество переходов. Честно говоря, меня такие вещи вообще не интересуют. Мне достаточно знать, что количество переходов, в частности, зависит от качества сайта и качества размещенной на нем информации. За этим я постоянно слежу как на страницах самого сайта, так и на страницах раздела MyTetra Share.
В общем, Google считает Webhamster.Ru достойным сайтом:
Но интересно в этом достижении не сам его факт, а кое-что другое. Дело в том, что если посмотреть анализ изменения поисковой выдачи Google по сравнению с Яндекс, то окажется, что зависимость во времени у этих двух поисковиков обратно-пропорциональная. Вот пример выдачи моего сайта в результатах поиска в городе Москва (сверху Яндекс, снизу - Google):
Видно, что Яндекс в период с середины 2019 года до текущего момента по каким-то причинам методично снижает степень поисковой выдачи. В то время как Google на тех же данных методично повышает. Почему так происходит - совершенно непонятно. Видимо, алгоритмы ранжирования двух этих крупных поисковиков настолько разные и неуправляемые, что становится непонятно, что же на самом деле хорошо для поиска: структурирование контента? Поведенческие факторы? Что-то еще?
У Яндекса уже несколько лет идет чехарда с зеркалами сайтов. Например, если сайт отвечает и по протоколу HTTP и по протоколу HTTPS, да еще и DNS настроен на возможность отвечать на запросы имени с префиксом www, то Яндекс никак не может определиться что же считать главным зеркалом сайта. Ручное указание главного зеркала приводит к тому, что в консоль вебмастера бесконечно сыпятся предупреждения о том, что по мнению Яндекса https://имя_сайта не является главным зеркалом, и страницы, найденные по другим протоколам являются основными, а на протоколе https - дубликатами. Обращение в техподдержку ни к чему не приводит - говорят, что это нормально, и скоро система сама переключится. Но проходит куча времени, и ничего не меняется.
Кроме того, Яндекс очень странно индексирует сайт: в консоли вебмастера отображается более 12 тыс. страниц (и это близко к истине). И до некоторого времени это же число отображалось и в поисковой выдаче Яндекса при запросе site:webhamster.ru. Но с какого-то момента Яндекс вдруг стал считать, что на сайте расположено всего 2 тыс. страниц: "Нашлось 2 тыс. результатов". Куда Яндекс потерял 10 тыс. страниц с уникальным контентом - это большая загадка природы.
Я раньше краем уха слышал разговоры веб-мастеров о том, кто под какие поисковики затачивает свои сайты. И я не предавал этим разговорам особого значения. Зачем заниматься какой-то подгонкой, если гораздо важнее содержание сайта в таком виде, каком считаешь более правильным? На практике оказалось, что действительно, поисковик поисковику рознь; и даже всего у двух систем может быть диаметрально противоположное мнение по одному и тому же контенту.
|
|
|
|
Как стало известно из телеграм-канала, посвященного микропроцессору Эльбрус, инженерный образец нового микропроцессора Эльбрус 16С показал на бенчмарке MP MFLOPS производительность более 1 TFLOPS на вычислениях с плавающей точкой в режиме одинарной точности. Замеры делал широко известный в узких кругах эксперт ENTITYFX.
Замеры скорости вычислений производились на тестовой материнской плате Панель 1Э16С-uA, на которой размещен один микропроцессор Эльбрус 16С, работающий на частоте 2 Ггц. Данный процессор серверный, и его использование планируется в стандартной конфигурации материнской платы на четыре процессора, как это сделано в отечественных серверах с четырьмя Эльбрус 8С (устаревшая модель разработки 2014 года, которую в канун 2022 года тестировал Сбербанк) и Эльбрус 8СВ (текущая модель).
Результаты замера следующие:
16 CPUs Available
##############################################
64 Bit MP SSE MFLOPS Benchmark 1, 16 Threads,
Thu Jan 20 22:34:05 2022
Test 4 Byte Ops/ Repeat Seconds MFLOPS First
Words Word Passes Results
Data in&out 102400 2 40000 0.02239 365868 0.48145
Data in&out 1024000 2 4000 0.01897 431731 0.89130
Data in&out 10240000 2 400 0.83380 9825 0.98812
Data in&out 102400 8 40000 0.05206 629394 0.63532
Data in&out 1024000 8 4000 0.04923 665577 0.93332
Data in&out 10240000 8 400 0.88938 36843 0.99285
Data in&out 102400 32 40000 0.13484 972042 0.38510
Data in&out 1024000 32 4000 0.12981 1009723 0.83345
Data in&out 10240000 32 400 0.85865 152649 0.98103
End of test Thu Jan 20 22:34:08 2022
Следует понимать, что тест MP MFLOPS - это универсальный тест вычислений с плавающей точкой, не заточенный на конкретную архитектуру процессора. Именно поэтому в данном тесте происходит тестирование в различных режимах: с различным размещением исходных данных, с различным количеством итераций. Различные процессоры показывают различную производительность при разных условиях, и данный тест показывает, какой режим вычислений самый "удобный" для конкретной модели процессора.
Если посмотреть на характеристики Эльбрус 16С, то можно увидеть заявленную производительность в 1,5 TFLOPS:
Может возникнуть вопрос: почему же тест MP MFLOPS показал 1 TFLOPS вместо заявленных 1,5 TFLOPS? Дело в том, что 1,5 TFLOPS - это производительность при вычислениях, полностью загружающих все широкое командное слово Эльбруса, при условии использования всех 6 арифметическо-логических устройств (АЛУ) каждого ядра. Чтобы организовать такие вычисления, необходимо специально подготовить задачу под данный процессор, причем необходимо учитывать, что не все вычислительные задачи можно "утрамбовать" в рамки, заданные железом процессора. Но если задача укладывается в вышеуказанные условия, тогда темп вычислений и получится равным 1,5 TFLOPS. Очевидно, что универсальный тест не может создать такие условия вычислений, поэтому в нем получается замерить производительность вычислений "средней" задачи с плавающей точкой. В любом случае, 1 TFLOPS на универсальном тесте - это очень хороший результат.
Для понимания, вот небольшая таблица CPU и GPU с указанием их пиковой производительности:
Intel Core 2 Duo (2006) — 0.019 ТФлопс;
Intel Core i7-4930K (2013) — 0.163 ТФлопс;
AMD Ryzen 7 3700X (2019) — 0.460 ТФлопс;
Sony PlayStation 4 (2013) — 1,84 ТФлопс;
GeForce RTX 2080 Ti (2018) — 13,5 ТФлопс (одинарная точность);
И, глядя на эту таблицу, может возникнуть еще один вопрос: а почему тогда при таких выдающихся показателях, Сбербанк забраковал серверы с Эльбрусом внутри, заявив, что они отстают от процессоров Intel в 3-4 раза? Ответ в том, что архитектура Эльбрус - это современное развитие "числодробилок", которые затачиваются именно на вычисления с плавающей точкой с большими заранее подготовленными массивами данных - матрицами (что и показал тест производительности). Однако в банковских задачах такие вычисления с плавающей точкой занимают очень незначительное место. Гораздо важнее обеспечение работы операционной системы, баз данных, виртуальных машин JAVA, веб-серверов, скриптовых языков и т.д., а в этих задачах вычисления с плавающей точкой практически не используются. Эти задачи подразумевают быстрое выполнение множества мелких команд процессора, с которыми естественным образом хорошо справляются RISC-based процессоры за счет высокой тактовой частоты и динамического предсказателя переходов. Микропроцессоры с VLIW-архитектурой тоже без проблем выполняют данные задачи, но не так эффективно, так как имеют другое внутреннее устройство. Кроме того, Сбербанк тестировал процессор Эльбрус 8С разработки 2014 года, построенный на устаревших технологиях - один только DDR3 чего стоит, и странно было бы ожидать хороший результат по меркам конца 2021 года (почему на тестирование отдали устаревшую модель - это отдельный вопрос).
В любом случае, администрация Webhamster.Ru поздравляет разработчиков МЦСТ с очередным важным достижением. Ждем появления суперкомпьютера с Эльбрусами на борту в первых строчках рейтинга TOP 500!
|
|
|
|
Чего только люди не придумают, чтобы не писать на Ассемблере! И я их понимаю. Но что еще можно использовать для программирования под линейку советских ПЭВМ, построенных на базе микропроцессора К580ВМ80 (Радио-86РК, Микроша, Апогей и иже с ними) с частотой 1.8 Мгц? Использовать реализации высокоуровневых языков? Но с какой скоростью будет работать код? Ответ: практически ни с какой.
И все-таки есть возможность получить быстрый и компактный машинный код с языка высокого уровня, если это язык PL/M. Именно на этом языке написана недавно обнаруженная мною новодельная игра "Двигалка" от автора Kakos Nonos. Эта игра была написана в 2017 году, и представляет собой логическую головоломку, чем-то напоминающую классический Sokoban, но только с наличием гравитации и различными предметами, с которыми можно взаимодействовать: ящики, камни, двери-телепорты, разрушающиеся мостики.
Посмотреть геймплей этой игры можно на Youtube:
Игра двигалка (Апогей БК-01)
Собранная игра с эмулятором под Windows и исходники:
dvigalka.zip
Описание процесса компиляции/сборки на PL/M:
Форум ZX-PK.ru - Игра "Двигалка" на Апогей/РК
Там же на форуме обсуждается использование боле нового компилятора PLMX, а в других ветках упоминается компилятор z88dk для языка Си, который умеет генерировать достаточно компактный (но не особенно быстрый) машинный код для микропроцессора К580ВМ80А.
Почему автор собрал свою игру для Апогея? По его словам это самый быстрый РК-совместимый компьютер, а скорость работы процессора весьма важна, когда дело доходит до машинного кода, скомпилированного с языка высокого уровня. Но судя по видео, игра работает практически так же, как работали бы другие игры на различных Радио-86РК клонах.
Еще из плюшек языка PL/M можно отметить, что на нем можно писать приложения, совместимые с операционной системой CP/M, которая так же имеет возможность запускаться на РК-клонах с объемом оперативной памяти от 32КБ. Разобраться в этих подробностях я пока не смог, потому что для меня CP/M - это вообще темный лес ретрокомпьютерной техники.
Возможно, я найду время, заморочусь, и попробую скомпилировать и запустить "Двигалку" на настоящей аппаратной ПЭВМ "Микроша".
|
|
|
|
Итак, я наконец-то добрался до заключительной части своего отчета о посещении фестиваля Chaos Constructions 2021. Чтобы лучше понять дух демопати, нужно увидеть и услышать что происходит за кулисами демосцены. Именно про это я и хочу рассказать.
Демопати - это то место, где встречаются единомышленники, объединенные различными интересами: кто-то обсуждает демосцену, кто-то интересуется восстановлением старой техники, кому-то интересен ретрогейминг, а кто-то любит пофилосовствовать о путях развития компьютерной индустрии. На демопати всегда найдется с кем поговорить о таких вещах.
Я выложил на YouTube два ролика с закулисными разговорами.
Первый - это кулуарная беседа с товарищем Norduk-ом, который собрал новодельный ретрокомпьютер Радио-86РК, и даже сумел завести на нем цветную текстовую графику. В процессе разговора мы безуспешно пытались загрузить комплект игр Game Integrator под ПК "Микроша", но этого не получилось, зато много чего про нестандартные режимы работы Радио-клонов успели обсудить.
Данное видео снято кусками в сильно зашумленном зале и на улице, из-за чего иногда сложно различить слова. Поэтому это видео, для удобства понимания, снабжено субтитрами.
Смотреть на YouTube
Второе видео - это три минуты прохождения игры "Лестница", которая существовала для всех РК-клонов, причем сама игра имеет свои корни в игре Ladder под операционную систему CP/M.
Смотреть на YouTube
Кстати, видео о том, как выглядел прообраз Лестницы находится здесь (очень размытое изображение). Более четкое фото экрана Ladder на компьютере Zorba можно найти в предыдущей, второй части этого отчета.
Ну вот, на этом посте я завершаю свой неспешный рассказ о Chaos Constructions 2021. За окном холодная осень Санкт-Петербурга. На полке стоит награда победителя CC2021 за демо Retrogram.
В стиральной машинке крутится призовая футболка с суровым русским медведем. Мое тщеславие временно удовлетворено.
Демосцена рулит!
|
|
|