MyTetra Share
Делитесь знаниями!
Лямбда-выражения в C++0x (С++11)
Время создания: 07.02.2019 13:17
Текстовые метки: язык, c++, С++11, лямбда, функция, список, захват
Раздел: Компьютер - Программирование - Язык C++ (Си++)
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/15495346585boga1oevp/text.html на raw.github.com

Буквально на днях случайно наткнулся на Хабре на статью о лямбда-выражениях из нового (будущего) стандарта C++. Статья хорошая и даёт понять преимущества лямбда-выражений, однако, мне показалось, что статья недостаточно полная, поэтому я решил попробовать более детально изложить материал.


Вспомним основы

Лямбда-выражения — одна из фич функциональных языков, которую в последнее время начали добавлять также в императивные языки типа C#, C++ etc. Лямбда-выражениями называются безымянные локальные функции, которые можно создавать прямо внутри какого-либо выражения.


В прошлой статье лямбда-выражения сравнивали с указателями на функции и с функторами. Так вот первое, что следует уяснить: лямбда-выражения в C++ — это краткая форма записи анонимных функторов.


Рассмотрим пример:


// Листинг 1

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <vector>

using namespace std;

int main()

{

vector<int> srcVec;

for (int val = 0; val < 10; val++)

{

srcVec.push_back(val);

}

for_each(srcVec.begin(), srcVec.end(), [](int _n)

{

cout << _n << " ";

});

cout << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Фактически данный код целиком соответствует такому:


// Листинг 2

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <vector>

using namespace std;

class MyLambda

{

public: void operator ()(int _x) const { cout << _x << " "; }

};

int main()

{

vector<int> srcVec;

for (int val = 0; val < 10; val++)

{

srcVec.push_back(val);

}

for_each(srcVec.begin(), srcVec.end(), MyLambda());

cout << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Вывод соответственно будет следующим:


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9


На что здесь стоит обратить внимание. Во-первых, из Листинга 1 мы видим, что лямбда-выражение всегда начинается с [] (скобки могут быть непустыми — об этом позже), затем идет необязательный список параметров, а затем непосредственно тело функции. Во-вторых, тип возвращаемого значения мы не указывали, и по умолчанию лямбда возвращает void (далее мы увидим, как и зачем можно указать возвращаемый тип явно). В-третьих, как видно по Листингу 2, по умолчанию генерируется константный метод (к этому тоже еще вернемся).


Не знаю, как вам, но мне for_each, записанный с помощью лямбда-выражения, нравится гораздо больше. Попробуем написать немного усложненный пример:


// Листинг 3

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <vector>

using namespace std;

int main()

{

vector<int> srcVec;

for (int val = 0; val < 10; val++)

{

srcVec.push_back(val);

}

int result =

count_if(srcVec.begin(), srcVec.end(), [] (int _n)

{

return (_n % 2) == 0;

});

cout << result << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


В данном случае лямбда играет роль унарного предиката, то есть тип возвращаемого значения bool, хотя мы нигде этого не указывали. При наличии одного return в лямбда-выражении, компилятор вычисляет тип возвращаемого значения самостоятельно. Если же в лямбда-выражении присутствует if или switch (или другие сложные конструкции), как в приведенном ниже коде, то на компилятор полагаться уже нельзя:


// Листинг 4

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

int main()

{

vector<int> srcVec;

for (int val = 0; val < 10; val++)

{

srcVec.push_back(val);

}

vector<double> destVec;

transform(srcVec.begin(), srcVec.end(),

back_inserter(destVec), [] (int _n)

{

if (_n < 5)

return _n + 1.0;

else if (_n % 2 == 0)

return _n / 2.0;

else

return _n * _n;

});

ostream_iterator<double> outIt(cout, " ");

copy(destVec.begin(), destVec.end(), outIt);

cout << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Код из Листинга 4 не компилируется, а, к примеру, Visual Studio пишет ошибку на каждый return такого содержания:


«error C3499: a lambda that has been specified to have a void return type cannot return a value»


Компилятор не может самостоятельно вычислить тип возвращаемого значения, поэтому мы должны его указать явно:


// Листинг 5

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

int main()

{

vector<int> srcVec;

for (int val = 0; val < 10; val++)

{

srcVec.push_back(val);

}

vector<double> destVec;

transform(srcVec.begin(), srcVec.end(),

back_inserter(destVec), [] (int _n) -> double

{

if (_n < 5)

return _n + 1.0;

else if (_n % 2 == 0)

return _n / 2.0;

else

return _n * _n;

});

ostream_iterator<double> outIt(cout, " ");

copy(destVec.begin(), destVec.end(), outIt);

cout << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Теперь компиляция проходит успешно, а вывод, как и ожидалось, будет следующим:


1 2 3 4 5 25 3 49 4 81


Единственное, что мы добавили в Листинге 5, это тип возвращаемого значения для лямбда-выражения в виде -> double. Синтаксис немного странноват и смахивает больше на Haskell, чем на C++. Но указывать возвращаемый тип «слева» (как в функциях) не получилось бы, потому что лямбда должна начинаться с [], чтобы компилятор смог её различить.


Захват переменных из внешнего контекста

Все лямбда-выражения, приведенные выше, выглядели как анонимные функции, потому что не хранили никакого промежуточного состояния. Но лямбда-выражения в C++ — это анонимные функторы, а значит состояние они хранить могут! Используя лямбда-выражения, напишем программу, которая выводит количество чисел, попадающих в заданный пользователем интервал [lower; upper):


// Листинг 6

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <numeric>

#include <vector>

using namespace std;

int main()

{

vector<int> srcVec;

for (int val = 0; val < 10; val++)

{

srcVec.push_back(val);

}

int lowerBound = 0, upperBound = 0;

cout << "Enter the value range: ";

cin >> lowerBound >> upperBound;

int result =

count_if(srcVec.begin(), srcVec.end(),

[lowerBound, upperBound] (int _n)

{

return lowerBound <= _n && _n < upperBound;

});

cout << result << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Наконец, мы добрались до того момента, когда лямбда-выражение начинается не с пустых скобок. Как видно в Листинге 6, внутри квадратных скобок могут указываться переменные. Это называется… эээм… «список захвата» (capture list). Для чего это нужно? На первый взгляд может показаться, что внешней областью видимости для лямбда-выражения является функция main() и мы можем беспрепятственно использовать переменные, объявленные в ней, внутри тела лямбда-выражения, однако это не так. Почему? Потому что фактически тело лямбды — это тело перегруженного operator()() (как бы это назвать… оператора функционального вызова что ли) внутри анонимного функтора, то есть для кода из Листинга 6 компилятор неявно сгенерирует примерно такой код:


// Листинг 7

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

class MyLambda

{

public:

MyLambda(int _lowerBound, int _upperBound)

: m_lowerBound(_lowerBound)

, m_upperBound(_upperBound)

{}

bool operator ()(int _n) const

{

return m_lowerBound <= _n && _n < m_upperBound;

}

private:

int m_lowerBound, m_upperBound;

};

int main()

{

vector<int> srcVec;

for (int val = 0; val < 10; val++)

{

srcVec.push_back(val);

}

int lowerBound = 0, upperBound = 0;

cout << "Enter the value range: ";

cin >> lowerBound >> upperBound;

int result = count_if(srcVec.begin(),

srcVec.end(),

MyLambda(lowerBound, upperBound));

cout << result << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Листинг 7 немного всё разъясняет. Наша лямбда превратилась в функтор, внутри тела которого мы не можем напрямую использовать переменные, объявленные в main(), так как это непересекающиеся области видимости. Для того чтобы доступ к lowerBound и upperBound все-таки был, эти переменные сохраняются внутри самого функтора (происходит тот самый «захват»): конструктор их инициализирует, а внутри operator()() они используются. Я специально дал этим переменным имена, начинающиеся с префикса «m_», чтобы подчеркнуть различие.


Если мы попытаемся изменить «захваченные» переменные внутри лямбды, нас ждет неудача, потому что по умолчанию генерируемый operator()() объявлен как const. Для того чтобы это обойти, мы можем указать спецификатор mutable, как в следующем примере:


// Листинг 8

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <numeric>

#include <vector>

using namespace std;

int main()

{

vector<int> srcVec;

int init = 0;

generate_n(back_inserter(srcVec), 10, [init] () mutable

{

return init++;

});

ostream_iterator<int> outIt(cout, " ");

copy(srcVec.begin(), srcVec.end(), outIt);

cout << endl << "init: " << init << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Ранее я упоминал, что список параметров лямбды можно опускать, когда он пустой, однако для того чтобы компилятор правильно распарсил применение слова mutable, мы должны явно указать пустой список параметров.


При выполнении программы из Листинга 8 получаем следующее:


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

init: 0


Как видим, благодаря ключевому слову mutable, мы можем менять значение «захваченной» переменной внутри тела лямбда-выражения, но, как и следовало ожидать, эти изменения не отражаются на локальной переменной, так как захват происходит по значению. C++ позволяет нам захватывать переменные по ссылке и даже указывать «режим захвата», используемый по умолчанию. Что это означает? Мы можем не указывать каждую переменную в списке захвата по отдельности: вместо этого можно просто указать режим по умолчанию для захвата, и тогда все переменные из внешнего контекста, которые используются внутри лямбды, будут захвачены компилятором автоматически. Для указания режима захвата по умолчанию существует специальный синтаксис: [=] или [&] для захвата по значению и по ссылке соответственно. При этом для каждой переменной можно указать свой режим захвата, однако режим по умолчанию, естественно, указывается только единожды, причем в самом начале списка захвата. Вот варианты использования:


[] // без захвата переменных из внешней области видимости

[=] // все переменные захватываются по значению

[&] // все переменные захватываются по ссылке

[x, y] // захват x и y по значению

[&x, &y] // захват x и y по ссылке

[in, &out] // захват in по значению, а out — по ссылке

[=, &out1, &out2] // захват всех переменных по значению, кроме out1 и out2,

// которые захватываются по ссылке

[&, x, &y] // захват всех переменных по ссылке, кроме x…


Следует отметить, что синтаксис наподобие &out в данном случае не означает взятие адреса. Его следует читать скорее как SomeType & out, то есть это просто передача параметра по ссылке. Рассмотрим пример:

// Листинг 9

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

int main()

{

vector<int> srcVec;

int init = 0;

generate_n(back_inserter(srcVec), 10, [&] () mutable

{

return init++;

});

ostream_iterator<int> outIt(cout, " ");

copy(srcVec.begin(), srcVec.end(), outIt);

cout << endl << "init: " << init << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


В этот раз вместо явного захвата переменной init, я указал режим захвата по умолчанию: [&]. Теперь когда компилятор встречает внутри тела лямбды переменную из внешнего контекста, он автоматически захватывает её по ссылке. Вот эквивалентный Листингу 9 код:

// Листинг 10

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

class MyLambda

{

public:

explicit MyLambda(int & _init) : init(_init) { }

int operator ()() { return init++; }

private:

int & init;

};

int main()

{

vector<int> srcVec;

int init = 0;

generate_n(back_inserter(srcVec), 10, MyLambda(init));

ostream_iterator<int> outIt(cout, " ");

copy(srcVec.begin(), srcVec.end(), outIt);

cout << endl << "init: " << init << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


И соответственно вывод будет следующим:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

init: 10

Теперь вам главное не запутаться, что, где и когда передавать по ссылке. Фактически, если мы указываем [&] и не указываем mutable, то все равно сможем менять значение захваченной переменной и это отразится на локальной, потому что operator()() const подразумевает, что мы не можем менять, на что указывает ссылка, а это и так невозможно.

Если лямбда-выражение имеет вид [=] (int & _val) mutable { … }, то переменные захватываются по значению, но меняться будет только их внутренняя копия, а вот параметр передается по ссылке, то бишь изменения отразятся и на оригинале. Если [] (const SomeBigObject & _val) { … }, то ничего не захватывается, а параметр принимается по константной ссылке и т.д.

Я так понял, что выполнить захват «по константной ссылке» невозможно. Ну, может, оно нам и не надо.

А что будет, если мы напишем такое, слегка надуманное лямбда-выражение внутри метода класса:

// Листинг 11

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

class MyMegaInitializer

{

public:

MyMegaInitializer(int _base, int _power)

: m_val(_base)

, m_power(_power)

{}

void initializeVector(vector<int> & _vec)

{

for_each(_vec.begin(), _vec.end(),

[m_val, m_power] (int & _val) mutable

{

_val = m_val;

m_val *= m_power;

});

}

private:

int m_val, m_power;

};

int main()

{

vector<int> myVec(11);

MyMegaInitializer initializer(1, 2);

initializer.initializeVector(myVec);

return EXIT_SUCCESS;

}


Несмотря на все наши ожидания, код не будет скомпилирован, так как компилятор не сможет захватить m_val и m_power: эти переменные вне области видимости. Вот что говорит на это Visual Studio:

«error C3480: 'MyMegaInitializer::m_power': a lambda capture variable must be from an enclosing function scope»

Как же быть? Чтобы получить доступ к членам класса, в capture-list нужно поместить this:

// Листинг 12

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

class MyMegaInitializer

{

public:

MyMegaInitializer(int _base, int _power)

: m_val(_base)

, m_power(_power)

{}

void initializeVector(vector<int> & _vec)

{

for_each(_vec.begin(), _vec.end(), [this] (int & _val) mutable

{

_val = m_val;

m_val *= m_power;

});

}

private:

int m_val, m_power;

};

int main()

{

vector<int> myVec(11);

MyMegaInitializer initializer(1, 2);

initializer.initializeVector(myVec);

for_each(myVec.begin(), myVec.end(), [] (int _val)

{

cout << _val << " ";

});

cout << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Данная программа делает именно то, чего мы ожидали:

1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024

Следует заметить, что this можно захватить только по значению, и если вы попытаетесь произвести захват по ссылке, компилятор выдаст ошибку. Даже если вы в коде из Листинга 12 напишете [&] вместо [this], то this будет все равно захвачен по значению.


Прочее

Помимо всего вышеперечисленного, в заголовке лямбда-выражения можно указать throw-list — список исключений, которые лямбда может сгенерировать. Например, такая лямбда не может генерировать исключения:

[] (int _n) throw() { … }


А такая генерирует только bad_alloc:

[=] (const std::string & _str) mutable throw(std::bad_alloc) -> bool { … }


И т.п.

Естественно, если его не указывать, то лямбда может генерировать любое исключение.

К счастью, в финальном варианте стандарта throw-спецификации объявлены устаревшими. Вместо этого оставили ключевое слово noexcept, которое говорит, что функция не должна генерировать исключение вообще.

Таким образом, общий вид лямбда-выражения следующий (сорри за такой «вольный вид» грамматики):

lambda-expression ::=

‘[’ [<список_захвата>] ‘]’

[ ‘(’ <список_параметров> ‘)’ [‘mutable’ ] ]

[ ‘noexcept’ ]

[ ‘->’ <тип_возвращаемого_значения> ]

‘{’ [<тело_лямбды>] ‘}’


Повторное использование лямбда-выражений. Генерация лямбда-выражений.

Все вышеперечисленное довольно удобно, но основная мощь лямбда-выражений приходится на то, что мы можем сохранить лямбду в переменной или передавать как параметр в функцию. В Boost для этого есть класс Function , который, если я не ошибаюсь, войдет в новый стандарт STL (возможно, в немного измененном виде). На данный момент уже можно поюзать фичи из обновленного STL, однако, пока что эти фичи находятся в подпространстве имен std::tr1.

Возможность сохранения лямбда-выражений позволяет нам не только повторно использовать лямбды, но и писать функции, которые генерируют лямбда-выражения, и даже лямбды, которые генерируют лямбды.

Рассмотрим следующий пример:

// Листинг 13

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <functional>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

using std::tr1::function;

int main()

{

vector<int> myVec;

int init = 0;

generate_n(back_inserter(myVec), 10, [&]

{

return init++;

});

function<void (int)> traceLambda = [] (int _val) -> void

{

cout << _val << " ";

};

for_each(myVec.begin(), myVec.end(), traceLambda);

cout << endl;

function<function<int (int)> (int)> lambdaGen =

[] (int _val) -> function<int (int)>

{

return [_val] (int _n) -> int { return _n + _val; };

};

transform(myVec.begin(), myVec.end(), myVec.begin(), lambdaGen(2));

for_each(myVec.begin(), myVec.end(), traceLambda);

cout << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Данная программа выводит:


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Рассмотрим подробнее. Вначале у нас инициализируется вектор с помощью generate_n(). Тут всё просто. Далее мы создаем переменную traceLambda типа function<void (int)> (то есть функция, принимающая int и возвращающая void) и присваиваем ей лямбда-выражение, которое выводит на консоль значение и пробел. Далее мы используем только что сохраненную лямбду для вывода всех элементов вектора.

После этого мы видим немаленькое объявление lambdaGen, которая является лямбда-выражением, принимающим один параметр int и возвращающим другую лямбду, принимающую int и возвращающую int.

Следом за этим мы ко всем элементам вектора применяем transform(), в качестве мутационной функции для которого указываем lambdaGen(2). Фактически lambdaGen(2) возвращает другую лямбду, которая прибавляет к переданному параметру число 2 и возвращает результат. Этот код, естественно, немного надуманный, ибо то же самое можно было записать как

transform(myVec.begin(), myVec.end(), myVec.begin(), bind2nd(plus<int>(), 2));


однако в качестве примера довольно показательно.

Затем мы снова выводим значения всех элементов вектора, используя для этого сохраненную ранее лямбду traceLambda.

На самом деле, данный код можно было записать еще короче. В новом стандарте C++ значение ключевого слова auto будет заменено. Если раньше auto означало, что переменная создается в стеке, и подразумевалось неявно в случае, если вы не указали что-либо другое (register, к примеру), то сейчас это такой себе аналог var в C# (то есть тип переменной, объявленной как auto, определяется компилятором самостоятельно на основе того, чем эта переменная инициализируется).

Следует заметить, что auto-переменная не сможет хранить значения разных типов в течение одного запуска программы. C++ как был, так и остается статически типизированным языком, и указание auto лишь говорит компилятору самостоятельно позаботиться об определении типа: после инициализации сменить тип переменной будет уже нельзя.

Кроме того что ключевое слово auto весьма полезно при работе с циклами вида

for (auto it = vec.begin(); it != vec.end(); ++it)

{

// ...

}


его очень удобно использовать с лямбда-выражениями. Теперь код из Листинга 13 можно переписать так:

// Листинг 14

#include <algorithm>

#include <cstdlib>

#include <functional>

#include <iostream>

#include <iterator>

#include <vector>

using namespace std;

using std::tr1::function;

int main()

{

vector<int> myVec;

int init = 0;

generate_n(back_inserter(myVec), 10, [&]

{

return init++;

});

auto traceLambda = [] (int _val) -> void { cout << _val << " "; };

for_each(myVec.begin(), myVec.end(), traceLambda);

cout << endl;

auto lambdaGen = [] (int _val) -> function<int (int)>

{

return [_val] (int _n) -> int { return _n + _val; };

};

transform(myVec.begin(), myVec.end(), myVec.begin(), lambdaGen(2));

for_each(myVec.begin(), myVec.end(), traceLambda);

cout << endl;

return EXIT_SUCCESS;

}


Пожалуй, на этом я закончу описание лямбда-выражений. Если будут вопросы, поправки или замечания, с удовольствием выслушаю.

PROFIT!


ETA (20.02.2012): Оказалось, что для кого-то эта статья до сих пор актуальна, поэтому поправил подсветку синтаксиса и подкорректировал информацию про throw-списки в объявлении лямбд. Помимо непосредственно лямбда-выражений другие фичи из нового стандарта С++11 (например, списки инициализации контейнеров) решил не добавлять, так что статья осталась практически в первозданном виде.


Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.65
Яндекс индекс цитирования