| 
 |||||||
| 
    Дружественные классы в С++ 
        
                  
        
		  Время создания: 13.12.2015 13:14		  
		 
		
		 		
		
		 		 
		  Текстовые метки: c++, дружественная, friend, класс, class		  
		 		
		
				  
		    Раздел: Компьютер - Программирование - Язык C++ (Си++)		   
		
		
		 		 
		  Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/1450001692n4i33vp2tg/text.html на raw.githubusercontent.com		  
		 
		
				  
  | 
 |||||||
| 
    | 
 |||||||
| 
    Приступая к изучению темы о дружественных классах, вам необходимо знать, что такое дружественные функции. Тогда вам намного легче будет все понять и мне не придется повторять то, что уже написано в статье о дружественных функциях. Говоря о дружественных классах, хочу отметить, что иногда удобней не объявлять дружественные функции в теле другого класса, а объявить вместо них дружественный класс. Тогда методы этого дружественного класса, автоматически станут дружественными классу, который предоставляет дружбу. К примеру, если дружественный класс содержит 5 — 10 методов и каждому из них необходим доступ к приватным элементам другого класса. Тогда, объявив дружественный класс, сам код будет выглядеть компактней. Но если доступ к элементам другого класса необходим только нескольким методам дружественного класса, лучше воспользоваться объявлением дружественных функций. Так наши приватные элементы будут более защищены от случайного внесения в них ошибочных данных. И это действительно важно! Рассмотрим следующий код программы. В нем мы создадим два класса. Один из них объявим дружественным и, используя его методы, внесем изменения в приватные элементы другого класса. #include <iostream> #include <string.h> 
 using namespace std; 
 class child; //заранее объявляем класс, который станет дружественным 
 class schoolchild //определяем следующий класс { char name[16]; char surname[16]; int clas; public: schoolchild (char*, char*, int);//конструктор void getData(); friend child;//указываем, что класс дружественный }; // определяем методы класса schoolchild schoolchild::schoolchild(char *n, char *s, int c) { strcpy(name, n); strcpy(surname, s); clas = c; } 
 void schoolchild::getData() { cout << name << " " << surname << "\t" << clas << "-й класс"<< endl; } 
 class child //определяем дружественный класс { public: void changeClas(schoolchild &, int ); void getChangeData(schoolchild); }; // определяем методы класса child void child::changeClas(schoolchild &obj, int newCl) //передаем объект класса и вносим изменения в int clas { obj.clas = newCl; } 
 void child::getChangeData(schoolchild obj) { cout << obj.name << " " << obj.surname << "\t переведен(а) в " << obj.clas << "-й класс\n"; } 
 int main() { setlocale(LC_ALL, "rus"); 
 //создаем объекты класса schoolchild schoolchild visotscaya ( "Маргарита", "Высоцкая", 3); schoolchild semenov ( "Александр", "Семенов", 3); 
 cout << "Список учеников 3-го класса:\n"; visotscaya.getData(); semenov.getData(); 
 child transfer; //создаем объект transfer - перевод в с следующий класс 
 transfer.changeClas(visotscaya, 4); transfer.changeClas(semenov, 4); 
 cout << "\nПеревод в следующий класс:\n"; transfer.getChangeData(visotscaya); transfer.getChangeData(semenov); 
 cout << "\nСписок учеников 4-го класса:\n"; visotscaya.getData(); semenov.getData(); 
 return 0; } Класс, который будет дружественным, надо объявить до того, как мы укажем в другом классе, что он является дружественным. Так делается, если само определение дружественного класса описано ниже определения класса, который предоставляет «дружбу». В строке 6 объявляем класс child так как определим его уже ниже в коде, после того как укажем, что он является дружественным классу schoolchild. Далее определяем класс schoolchild — строки 8-17. В поле private этого класса размещены две строки name[16], surname[16] и переменная clas, которые будут инициализированы сразу при создании объекта в главной функции main, с помощью конструктора класса , объявленного в строке 14. В строке 16 указываем, что класс child будет дружественным классу schoolchild — friend child;. В определении конструктора класса, используя функцию strcpy, заполняем значениями строки, а так же инициализируем переменную clas — строки 19 — 24. Ниже определяем метод класса, который будет выводить все данные на экран — void schoolchild::getData(). Строки 31 — 46 — определение класса child и его методов. Как было видно, в классе schoolchild явно не указано, что методы класса child являются дружественными. В нем дружественным объявлен сам класс child, при этом все его методы автоматически становятся дружественными классу schoolchild. Поэтому, используя методы дружественного класса child, мы можем обращаться к элементам класса schoolchild, даже к приватным, и изменять их значения. Класс child, для простоты восприятия, содержит всего два метода. Определены они в строках 38 — 46. Метод void changeClas(schoolchild &, int ); принимает в виде параметров адрес объекта класса schoolchild (для того чтобы внести изменения в его приватный элемент) и значение типа int (то значение, которое надо записать в элемент clas). Второй метод, void getChangeData(schoolchild);, просто выводит на экран информацию с измененными данными. Строки 53 — 54 — создаем два объекта класса schoolchild и в скобках задаем значения его элементам. Ниже выводим эти данные на экран. В строке 60 объявляем объект дружественного класса — child transfer; и через методы класса child обращаемся к объектам и элементам класса schoolchild. В подтверждение того, что нам удалось сохранить измененные данные в объектах класса schoolchild, мы снова выводим данные на экран используя метод getData(); — строки 70 — 71. Вот, собственно, результат работы нашей программы: Список учеников 3-го класса: Перевод в следующий класс: Список учеников 4-го класса: Все, что было задумано, осуществилось — данные приватных элементов изменены и сохранены с помощью методов дружественного класса. Основная информация, которую необходимо запомнить: 
 Пожалуй, этой информации будет достаточно, чтобы продолжить работу и ваши эксперименты с дружественными классами.  | 
 |||||||
| 
    
 
 Так же в этом разделе:
  
  
  | 
 |||||||
      
   | 
 |||||||
   
   
  | 
 |||||||
   
  |