|
|||||||
Дружественные функции (методы) в С++
Время создания: 13.12.2015 13:17
Текстовые метки: c++, дружественная, friend, функция, метод
Раздел: Компьютер - Программирование - Язык C++ (Си++)
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/1450001878xv9wdhclwi/text.html на raw.github.com
|
|||||||
|
|||||||
В этой статье мы расскажем о следующем:
Самым важным, но и, скорее всего, самым непонятным для вас сейчас станет определение дружественной функции. Дружественная функция — это функция, которая не является членом класса, но имеет доступ к членам класса, объявленным в полях private или protected. Долго не вникайте в суть этого определения, а лучше сразу переходите к следующему абзацу. Обещаю, что после прочтения статьи вы вернетесь к этому определению и вас посетит мысль: «Ну да — так и есть! Тут все понятно!» Приступим к основному занятию программиста — практике! В примере запрограммируем следующее: создадим класс Woman25, который, используя дружественные функции и обычные методы класса, будет получать данные об объекте (имя и вес) и выводить их на экран. Методы и friend-функции будут выполнять аналогичные действия. В этом и есть особенная польза данного примера — вы сможете посмотреть отличия в объявлении и определении дружественных функций от обычных методов класса. На основании полученных данных, программа даст пользователю совет относительно корректировки его веса. Ну что-же, лучше один раз увидеть… #include <iostream> #include <string.h>
using namespace std;
class Woman25 { public: Woman25()//конструктор { name = new char [20]; strcpy(name, "Норма"); weight = 60; } ~Woman25()//деструктор { delete [] name; cout << "!!! Деструктор !!!" << endl; }
void setData(char*, int);//объявление методов класса void getData(); void advise(); private: char *name;//имя int weight;//вес
friend void setData(char *, int, Woman25&); //объявление дружественных функций friend void getData(Woman25&); }; // Закончилось определение класса Woman25
void setData(char *n, int w, Woman25& object) //определяем friend-функцию setData { strcpy(object.name, n);//////////// object.weight = w; }
void getData(Woman25& object) //определяем friend-функцию getData { cout << object.name << "\t: " << object.weight << " кг" << endl; }
void Woman25::setData(char *n, int w)/ /определяем set-метод класса { strcpy(name, n); weight = w; }
void Woman25::getData() //определяем get-метод класса { cout << name << "\t: " << weight << " кг" << endl; }
void Woman25::advise()//определяем метод класса Совет (advise) { if(weight < 55){ //если вес меньше 55 кг cout << "Вам надо потреблять больше калорий!" << endl; cout << "=====================================" << endl << endl; }else if(weight >= 55 && weight <= 65){ //если вес в пределах 55-65 кг cout << "Ваш вес в норме!" << endl; cout << "=====================================" << endl << endl; }else { //если вес > 65 кг cout << "Вам надо ограничивать себя в еде!" << endl; cout << "=====================================" << endl << endl; } }
int main() { setlocale(LC_ALL, "rus");
Woman25 Norm; // создаем объект Norm, сработает конструктор и weight будет = 60, name - Норма Norm.getData(); // вызов метода класса cout << "=====================================" << endl << endl;
Woman25 Anna; // Второй объект Anna.setData("Анна", 100); // Вызов метода класса Anna.getData(); // Вызов метода класса Anna.advise(); // Вызов метода класса
Woman25 Inna; // Третий объект setData("Инна", 50, Inna); // Вызов дружественной функции getData(Inna); // Вызов дружественной функции Inna.advise(); // Вызов метода класса
return 0; } Комментарии к исходному коду. В строках 6 — 30 создаем класс Woman25. Он содержит два приватных элемента класса: char *name; и int weight;. В private также объявим дружественные функции friend void setData(char *, int, Woman25&); и friend void getData(Woman25&);. Хотя их можно объявлять и определять в любом поле класса, будь то private, public или protected, но об этом поговорим позже. Так мы сделали, чтобы показать, что несмотря на объявление дружественных функций в поле private, к ним можно обращаться напрямую из функции main(). Тогда, когда методы класса должны располагаться в поле public всегда, если мы собираемся вызывать их вне класса. Объявление дружественных функций отличается от объявления методов класса еще и тем, что перед типом возвращаемого функцией значения используется зарезервированное слово friend. Обратите внимание, что в виде параметра мы передаем этим функциям ссылку на объект нашего класса — Woman25&. В обычных методах этого не будет. В поле public расположился конструктор класса — строки 15 — 20. В нем мы задаем значение нормального веса — 60 кг, а так же, с помощью функции strcpy(name, "Норма"); , вносим данные в элемент класса name. Затем в строках 21 — 25 определяем деструктор класса ~Woman25(). Его задача, освободить, выделенную конструктором, динамическую память. А для того, чтобы убедиться, что он сработал и удалил динамическую память всех созданных объектов класса при завершении работы программы, мы добавили в него строку cout << "!!! Деструктор !!!" << endl; . Строки 27 — 29 — объявление обычных методов класса. Теперь начинается, пожалуй, самое интересное — определение вне класса наших дружественных функций и обычных методов класса. Все это располагается в строках 32 — 66. Смотрите, когда мы определяем дружественные функции , строки 32 — 36 и 38 — 41, мы не используем оператор :: двойное двоеточие (область видимости метода). Это уже говорит нам о том, что дружественная функция не принадлежит классу, не является его компонентом. А при определении остальных методов использование оператора :: является обязательным . Метод класса advise(), на основании полученных данных о весе, дает пользователю один из советов либо сообщает, что вес в норме. Переходим в главную функцию — строки 68 — 87. Тут мы создаем объект класса Woman25 Norm;, при создании которого сработает конструктор и инициализирует элементы name и weight. Вызываем метод класса Norm.getData(); чтобы вывести на экран значение нормы. Со вторым созданным объектом Woman25 Anna; работаем, вызывая обычные set и get— методы класса, а с третьим объектом Woman25 Inna; — вызывая дружественные функции. Как видите, вызываются они как функции, которые не принадлежат классу. Объект класса мы передаем, как параметр. Запускаем программу и видим следующее: Норма : 60 кг Анна : 100 кг Инна : 50 кг !!! Деструктор !!! Для продолжения нажмите любую клавишу . . . И friend-функции, и методы класса справились со своими задачами, а мы с вами увидели отличия в их объявлении и определении. Так же мы увидели, что деструктор класса, как положено, сработал 3 раза (т.е. при уничтожении каждого созданного объекта). Если у вас возникает вопрос «Собственно, а зачем все это, если методы класса и так прекрасно работают?» — это хорошо! Ответ такой — «Представьте, что у нас есть еще десяток классов. Например Girl6_7, Girl8_9, Man25 и т.д., Используя дружественные функции, нам не придется для каждого класса определять set и get-методы. Это в нашей программе они короткие! А если бы они занимали 20 — 30 строк? А так достаточно определить метод в одном из классов или вообще определить функцию, как глобальную, а в остальные классы прописать ее прототип, как дружественной функции (используя слово friend). Мы экономим массу времени и наш код становится намного короче.» Теперь, как всегда, немного теории, для закрепления материала:
Вот и все для начала. |
|||||||
Так же в этом разделе:
|
|||||||
|
|||||||
|