MyTetra Share
Делитесь знаниями!
STM32: Урок 1 — Настраиваем IDE
Время создания: 02.03.2022 22:25
Раздел: Компьютер - Аппаратное обеспечение - Микроконтроллеры ARM
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/1646249128knmpqy8sou/text.html на raw.github.com

Сегодня я расскажу, как подготовить рабочую среду для разработки под ARM Cortex-M3 микроконтроллеры STM32F10x. Среда должна в себя включать компилятор, редактор кода, отладчик, прошивалку микроконтроллера, а также должна быть удобна для использования. Ну и должна дружить с платами STM32VLDiscovery и STM32L-Discovery, само собой.Выбор IDE для ARM довольно большой, и можно их условно разделить на две группы — коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие:

  • Keil для ARM и ARM Development Studio 5 , ARM Ltd.
  • Embedded Workbench for ARM , IAR Systems
  • TrueSTUDIO для STM32 , Atollic
  • CrossWorks for ARM , Rowley Associates
  • Triton IDE , Oasis technologies Pvt. Ltd.
  • Visual X-Tools , Microcross
  • Embest IDE for ARM , Embest

Некоммерческие:

  • CoIDE , CooCox (2018 год. К моему глубокому сожалению и удивлению несмотря на популярность и развесистость либ, но CoIDE похоже приказала долго жить. Сайт сдох, разработчики молчат. Могли бы и в опенсорц податься, все предпосылки к этому были, но… В общем, кто этих китайцев поймет.)
  • Конструктор самоделкина: Eclipse + GNU ARM Eclipse Plug-in + Sourcery CodeBench Lite Edition (версия ARM EABI) + stlink

Наверняка есть ещё, ведь IDE для ARM не сделал, похоже, только ленивый. Коммерческие IDE обычно довольно хороши, и большая их часть основана на Eclipse, но у всех них есть общие недостатки: они стоят денег (вот это новость!), их бесплатные версии имеют ограничения по объёму кода, не все поддерживают плату STM32VLDiscovery, а версии для Linux почти никто не делает (есть пара 30-дневных trial-версий). А в популярной, не знаю, почему, среде Keil ещё и редактор кода, судя по его виду и удобству, написан во времена Windows 95.



У кого много денег (или начальство на работе купило IDE), и кто не собирается слезать с Windows — спокойно берите эти жлобские поделки (: и мучайтесь/радуйтесь с ними, а я, не будучи буржуем de facto, предлагаю обратить внимание на бесплатные среды разработки. Конечно же, у них тоже есть и плюсы, и минусы — о них я расскажу в первую очередь.


Конструктор самоделкина

 [Eclipse] Офигенный редактор кода: подсветка синтаксиса, авто-дополнение и авто-завершение кода, всплывающие подсказки, рефакторинг (легко заменить название функции/переменной во всём проекте сразу).

 [Eclipse/ARM Plugin] Интеграция с отладчиком: можно устанавливать точки останова в программе (breakpoints), выполнять программу пошагово, менять содержимое регистров и памяти, смотреть ассемблерный листинг… Всё, как положено.

 [CodeBench] Сочетание компилятора GCC и отладчика GDB, а также других программ из этой сборки, даёт компактный, быстрый код и отличные возможности отладки и анализа кода.

 Всё компоненты «конструктора» есть под Windows и Linux. Думаю, вполне реально собрать и для Mac OS X, если сильно захотеть.

 Не заточен под какие-либо определённые семейства МК. В будущем можно будет писать хоть под полноценные процы вроде Cortex-A9.

 Большой объём работы при первоначальной настройке. Большая часть статьи будет посвящена этому, но для ленивых в конце статьи ссылки на готовые сборки IDE (:


CoIDE

Судя по всему, сделана китайцами, но на удивление качественно.

 Эта среда основана на Eclipse, так что имеет все плюсы оной.

 Создавать проекты очень легко, пользуясь мастером — всего в несколько шагов.

 Добавление новых библиотек в проект реализовано проще некуда.

 Настроить свойства проекта и отладки — пару раз клацнуть мышкой.

 Скачал, установил, пользуешься. Никакой возни с настройкой.

 Нет версий для Linux или MacOS (пишут, для Linux что когда-нибудь сделают).

 Пути к файлам в проекте забиты как абсолютные, а не относительные, так что простой перенос папки с проектом в другое место не прокатит — проект не соберётся.

 Тонкие настройки Eclipse спрятаны так глубоко, что для их поиска может понадобиться помощь проктолога.

Такие дела, коллеги. Ну что ж, сделаем так: по умолчанию будем использовать «конструктор», а если у кого не заработает — ставьте CoIDE. Для обоих вариантов я опишу настройку и создание проекта.

Внимание! Информация по CoIDE устарела. Похоже, что CoIDE больше не поддерживается и не развивается.


Конструктор: покрасноглазим

Внимание: потребуются навыки более чем продвинутого пользователя. У кого их нет, ну или времени и/или желания собирать всё это — в конце статьи вас ждут ссылки на готовые сборки конструктора для Windows и Linux, можете переходить к разделу «Создание скелетного проекта» (пользователям Windows ещё нужно прочитать про установку драйвера WinUSB ниже). Остальным советую поставить на воспроизведение что-то вроде плейлиста боссовских тем из игры Painkiller или другую спокойную добрую музыку. Кто доберётся до финиша без мухляжа, получит стопицот очков опыта.

Для начала объясню, почему конструктор состоит именно из таких деталей, как написано выше:

  • Чтобы в принципе разрабатывать софт для каких-либо МК, нам нужен компилятор и отладчик. Это Sourcery CodeBench Lite Edition — компилятор GCC, отладчик GDB и ещё несколько полезных утилит для работы с исполняемыми файлами.
  • Наши бесценные программы нужно как-то заливать на МК, да и сам GDB ничего не знает о внутренностях конкретных МК. Проект stlink служит посредником между GDB и отладчиком ST-Link, установленным на плате STM32VLDiscovery, а также содержит утилиту для прошивки.
  • Нужна приличная IDE, на дворе 2011 год, как-никак — не в Notepad/vim же код писать и отлаживать? Eclipse — отличная IDE, но настраивать её с нуля для разработки под ARM не очень весело, да и специфика тут своя, а для этого есть ARM Plugin для Eclipse.

Далее, для сборки и тестирования софта нам нужно будет работать в консоли в Unix-окружении. В Linux для этого всё изначально есть, а в Windows нужно установить MinGW с MSYS, после чего запустить MSYS.


Sourcery CodeBench Lite Edition

Итак, начнём с того, без чего процесс сборки может потерять всякий смысл — это набор софта для компиляции и отладки наших будущих программ, и это в данном случае Sourcery CodeBench Lite Edition (бывшая Sourcery G++ Lite). В нём для нас заботливо собраны (и протестированы) GCC, GDB и прочие стандартные утилиты GNU для работы с кодом и исполняемыми файлами. В принципе, всё это можно собрать и самому из исходников, но это два часа возни и ожидания на ПК средней мощности, а за нас всё сделали задаром.

Скачать CodeBench можно на сайте компании-разработчика как в виде инсталлятора (рекомендую), так и простым архивом, но если у вас Arch Linux, то можно поставить пакет из AUR:


yaourt -S aur/arm-2011-arm-none-eabi


После установки проверьте, что компилятор запускается и работает, откомпилировав незатейливый исходник на C, назвав его, скажем, x.c:


int main()

{

}


командой


arm-none-eabi-gcc x.c


В результате вы увидите сообщение типа:


/usr/bin/../lib/gcc/arm-none-eabi/4.5.2/../../../../arm-none-eabi/bin/ld:

warning: cannot find entry symbol _start; defaulting to 00008018


Тут компилятор всего лишь жалуется, что не определена точка входа, ведь для МК недостаточно просто написать функцию main(), чтобы она начала выполняться. Впрочем, сейчас это неважно.


stlink

Далее нам нужно средство отладки и прошивки для нашей платы. На STM32VLDiscovery установлен отладчик ST-Link версии 1, а на STM32L-Discovery — ST-Link 2, которые поддерживаются в нескольких IDE и утилитах для прошивки МК, но, как это обычно бывает, только под Windows. Но в мире есть добрые люди! Один такой добрый человек — Fabien Le Mentec — относительно недавно при поддержке компании ST Microelectronics начал работу по поддержке ST-Link в Linux, и его проект stlink содержит GDB-сервер и утилиту для прошивки. Если кто не в курсе: отладчик GDB умеет отлаживать удалённо, подключаясь по сети (по TCP/IP) к программе-серверу, которая работает с реальным железом. Разработчик Karl Palsson допилил поддержку ST-Link v1 в своём форке , ну а я портировал этот проект под Windows, заодно поправив косяки с работой по сети и добавив поддержку рестарта при отключении клиента.

Для сборки stlink необходима библиотека libusb-1.0 с заголовочными файлами, которую в Linux можно установить из репозиториев:


# Ubuntu

sudo apt-get install libusb-1.0-0-dev


# Arch Linux

sudo pacman -S libusb


Версию libusb-1.0.8 для Windows можно скачать с нашего сервера , установить её можно так:


tar jxvf libusb-1.0.8-windows.tar.bz2

cd libusb-1.0.8

./configure --prefix=/mingw

make

make install


Если у вас ещё не установлена система контроля версий Git, то самое время её установить — скачав с официального сайта или , в Linux, через пакетный менеджер:


# Ubuntu

sudo apt-get install git


# Arch Linux

sudo pacman -S git


Перейдите в папку, где вы хотите держать stlink (у меня это /home/burjui/devel в Linux и c:\tmp в Windows), клонируйте stlink из репозитория, перейдите в папку проекта, скомпилируйте проект и установите GDB-сервер:


# Windows

cd c: mp

git clone git://github.com/burjui/stlink.git -b server-restart

cd stlink

make CC=gcc CONFIG_WIN32=1

cp ./gdbserver/st-util.exe /mingw/bin


# Linux

cd /home/burjui/devel

git clone git://github.com/burjui/stlink.git -b server-restart

cd stlink

make

sudo ln -s /home/burjui/devel/stlink/gdbserver/st-util /usr/local/bin


В Linux вам ещё потребуется сделать пару действий, чтобы устройство корректно определялось:


  • Нужны права на запись в устройство ST-Link для обычного пользователя:
  • sudo cp 49-stlinkv* /etc/udev/rules.d/

    sudo udevadm control --reload-rules

    Демон udevd перечитает правила из /etc/udev/rules.d/ и при подключении платы создаст в /dev файл устройства с осмысленным именем типа stlinkv1_4 и с нужными правами.

  • ST-Link версии 1 использует кривую эмуляцию SCSI, чтобы притворяться флешкой, а нам это — лишняя палка в колесо. Устраняем:

sudo cp stlink_v1.modprobe.conf /etc/modprobe.d

sudo modprobe -r usb-storage && sudo modprobe usb-storage

Драйвер usb-storage перезагрузился, а modprobe, прочитав /etc/modprobe.d/stlink_v1.modprobe.conf, попросила драйвер не работать с ST-Link. Драйвер на просьбу отреагирует отладочным сообщением ядра:

$ dmesg | tail -n 2

[82914.808449] usb 6-4: new full speed USB device number 4 using ohci_hcd

[82914.981001] usb-storage 6-4:1.0: device ignored


А в Windows потребуется немного шаманства, чтобы установить драйвер WinUSB, необходимый для работы libusb в этой ОС. Подключите плату STM32VLDiscovery, далее скачайте программу Zadig и запустите её с правами администратора. В меню Options поставьте галочку List All Devices:



Выберите из выпадающего списка устройство USB Mass Storage Device с USB ID, равным 0483 3744 (ST-Link) или 0483 3748 (ST-Link 2), и нажмите кнопку Replace Driver:



Программа предупредит, что это опасно, но мы не боимся опасностей и жмём Yes:



Если ничего «опасного» не произойдёт, можно будет порадоваться успешной установке:



Осталось переподключить плату — и можно испытывать GDB-сервер и в Windows, и в Linux. Наберите команду:


st-util -1


Ключ «-1» указывает, что нам нужно подключить ST-Link именно версии 1. Если у вас STM32L-Discovery, на которой ST-Link 2, то этот ключ указывать не нужно. Если всё пройдёт успешно, вывод программы будет выглядеть так:


2011-11-23T18:29:57 INFO src/stlink-common.c: Loading device parameters....

2011-11-23T18:29:57 INFO src/stlink-common.c: Device connected is: F1 Medium-density Value Line device

2011-11-23T18:29:57 INFO src/stlink-common.c: SRAM size: 0x2000 bytes (8 KiB),

Flash: 0x20000 bytes (128 KiB) in pages of 1024 bytes

2011-11-23T18:29:57 INFO src/stlink-sg.c: Successfully opened a stlink v1 debugger

Chip ID is 10016420, Core ID is 1ba01477.

KARL - should read back as 0x03, not 60 02 00 00

init watchpoints

Listening at *:4242...


Сервер запущен, попробуем к нему подключиться. В другом окне с консолью запустите GDB для ARM:


arm-none-eabi-gdb


В появившемся приглашении наберите команду:


target extended-remote localhost:4242

# GDB понимает и сокращения:

# tar ext :4242


В GDB результат будет выглядеть так:


(gdb) target extended-remote localhost:4242

Remote debugging using localhost:4242

0x0800061c in ?? ()

(gdb)


В st-util:


GDB connected. -- ключевой момент!

recv: qSupported:multiprocess+;qRelocInsn+

query: Supported;multiprocess+;qRelocInsn+

send: PacketSize=3fff;qXfer:memory-map:read+

recv: !

send: OK

recv: Hg0

...


Чтобы в будущем не набирать каждый раз в консоли ‘st-util -1’ для запуска GDB-сервера, советую сделать ярлык с аргументом «-1» после пути к .exe’шнику (или shell script в Linux).


Eclipse + ARM plugin

Вы ещё живы? Ничего, осталось совсем немного.

Так как ARM Plugin поддерживает Eclipse версии не старше, чем Helios (3.6.x), то её и поставим с официального сайта, взяв самую свежую версию на данный момент — 3.6.2 (Helios SR2) . Нам нужна Eclipse IDE for C/C++ Developers, которая также широко известна по более короткому названию — Eclipse CDT. Качайте версию под свою ОС и распаковывайте, куда захочется. Мне захотелось в /home/burjui/apps/eclipse, например.

Запускайте Eclipse и выбирайте пункт меню Help→Install New Software… Не слишком очевидно, не правда ли? Далее действуем в соответствии с инструкциями по установке плагина, а именно жмём кнопку Add и в появившемся окне Add Repository вписываем имя плагина — например, ARM Plugin. Качаем zip-архив с плагином (нам нужна именно версия 0.5.3, более свежая требует Eclipse 3.7.x, а там поломали отладку), жмём кнопку Archive и выбираем скачанный архив, после чего жмём ОК.



Eclipse скачает с сервера информацию о доступных пакетах и покажет нам доступный к установке плагин. Ставим напротив него галочку и жмём Next:



После этого мы увидим типичное малоинформативное окно в стиле «просто нажми Next», а следом — лицензионное соглашение, с которым мы, разумеется, уже согласны — просто жмём Finish:




После этого процесс установки, наконец, начнётся:



Но посреди него нас попросят подтвердить, что мы абсолютно безбашенные и действительно хотим установить софт без цифровой подписи:



Когда установка завершится, Eclipse предложит перезапуск:



Ну вот, теперь у нас есть полноценная среда разработки для ARM.


Создаём скелетный проект

Поди, уже расслабились? Самое интересное — впереди.



Опять же, для ленивых в конце статьи есть ссылка на архив с проектом, а самые смелые могут продолжить сеанс интеллектуального мазохизма за компанию.

В Eclipse на стартовой странице выбираем Workbench, в меню выбираем пункт File→New→C Project. В появившемся окне слева выбираем ARM Cross Target Application/Empty Project, справа — Sourcery G++ Lite:



Проект я назвал так для STM32VLDiscovery, а для STM32L-Discovery я бы назвал его stm32ld_template.


STM32VLDiscovery

Для работы с этой платой скачаем библиотеку STM32F10x Standard Peripheral Library с сайта ST (копия у нас ). Последняя на данный момент версия для STM32F10x — 3.5.0, так что после распаковки у нас будет папка STM32F10x_StdPeriph_Lib_V3.5.0. Создайте в папке с проектом подпапки CMSIS и StdPeripheralDriver, скопируйте в них указанные файлы и папки из STM32F10x_StdPeriph_Lib_V3.5.0:

В CMSIS:

  • core_cm3.h и core_cm3.c
  • из Libraries/CMSIS/CM3/CoreSupport

  • stm32f10x.h, system_stm32f10x.c и system_stm32f10x.h
  • из Libraries/CMSIS/CM3/DeviceSupport/ST/STM32F10x

  • startup_stm32f10x_md_vl.s

из Libraries/CMSIS/CM3/DeviceSupport/ST/STM32F10x/startup/gcc_ride7

При этом расширение имени файла нужно сменить с ‘.s’ на ‘.S’ — это нужно, чтобы Eclipse понял, что это файл с кодом на ассемблере.

В StdPeripheralDriver:

  • Папки inc и src из Libraries/STM32F10x_StdPeriph_Driver

Также в CMSIS нужно создать файл stm32f10x_conf.h следующего содержания:


#ifndef STM32F10X_CONF_H_

#define STM32F10X_CONF_H_

/* ------------------- */

#ifndef USE_FULL_ASSERT

#define assert_param(x)

#endif

/* ------------------- */

#endif


В папке с проектом создайте файл main.c с минимальным кодом бесконечного цикла:


#include <stm32f10x.h>

int main()

{

do __NOP(); while (1);

}


Туда же закиньте файл stm32f100rb.ld . Щёлкните правой кнопкой по проекту в Eclipse, и в контекстном меню нажмите Refresh — тогда Eclipse увидит новые файлы и папки и добавит их в проект.


STM32L-Discovery

Для этой платы последовательность действий такая же, только будут меняться имена папок и файлов, а местами и содержимое.

Так как на этой плате установлен микроконтроллер STM32L152RBT6, то и качать мы будем STM32L1XX Standard Peripheral Library (копия ). Распаковываем архив, получаем папку STM32L1xx_StdPeriph_Lib_V1.0.0 и копируем из неё:

В CMSIS:

  • core_cm3.h и core_cm3.c
  • из Libraries/CMSIS/CM3/CoreSupport

  • stm32l1xx.h, system_stm32l1xx.h и system_stm32l1xx.с
  • из Libraries/CMSIS/CM3/DeviceSupport/ST/STM32L1xx

  • startup_stm32l1xx_md.s

из Libraries/CMSIS/CM3/DeviceSupport/ST/STM32L1xx/startup/gcc_ride7

Не забываем сменить расширение имени файла с ‘.s’ на ‘.S’.

В StdPeripheralDriver:

  • Папки inc и src из Libraries/STM32L1xx_StdPeriph_Driver

В CMSIS нужно создать файл stm32l1xx_conf.h следующего содержания:


#ifndef STM32L1XX_CONF_H_

#define STM32L1XX_CONF_H_

/* ------------------- */

#ifndef USE_FULL_ASSERT

#define assert_param(x)

#endif

/* ------------------- */

#endif


В папке с проектом создайте файл main.c с минимальным кодом бесконечного цикла:


#include <stm32l1xx.h>

int main()

{

do __NOP(); while (1);

}


Туда же закиньте файл stm32l152rb.ld . Щёлкните правой кнопкой по проекту в Eclipse, и в контекстном меню нажмите Refresh — тогда Eclipse увидит новые файлы и папки и добавит их в проект.


Общая настройка

Настроим проект так, чтобы всё это компилировалось, заливалось на МК и отлаживалось. Выбираем в меню пункт Project→Properties, в окне в левой панели выбираем раздел C/C++ Build→Settings, справа вверху из списка Configuration выбираем пункт [ All configurations ] и начинаем шерстить по подразделам настроек.

Target Processor

Выбираем Processor — cortex-m3, ставим галочку Thumb (-mthumb).

C Compiler/Preprocessor

Добавим два определения для препроцессора языка C, которые необходимы для библиотек в StdPeripheralDriver: USE_STDPERIPH_DRIVER, а также STM32F10X_MD_VL или STM32L1XX_MD для STM32VLDiscovery и STM32L-Discovery, соответственно. Щёлкаем плюсик и вводим первое значение, второе — так же.



C Compiler/Directories

Здесь укажем, в каких папках проекта у нас лежат заголовочные файлы библиотек. Жмём плюсик и, чтобы пути к папкам считались относительно папки с проектом, жмём кнопку Workspace… и выбираем в проекте папку CMSIS:



Аналогично добавляем папку StdPeripheralDriver/inc.


C Compiler/Optimization

Здесь ставим галочки:

  • Function sections (-ffunction-sections)
  • Data sections (-fdata-sections)



C Linker/General

В поле Script file (-T) указываем путь к скрипту stm32f100rb.ld или stm32f152rb.ld для STM32VLDiscovery и STM32L-Discovery, соответственно — желательно, в таком же формате, как и папки в предыдущем случае, но без кавычек.

Ставим галочки:

  • Do not use standart start files (-nostartfiles)
  • Remove unused sections (-Xlinker —gc-sections)



Здесь всё, жмём ОК.

Протестируем сборку проекта. Выбираем в меню отладочную сборку — Project→Build Configurations→Debug, запускаем сборку — Project→Build Project.



Если после окончания сборки в нижней панели на вкладке Problems ничего не написано, значит, сборка прошла успешно.

Теперь осталось только настроить отладчик. Создаём в папке проекта файл gdb_commands_debug следующего содержания:


tar ext :4242

load Debug/stm32vld_template.elf


и ещё один похожий — gdb_commands_release:


tar ext :4242

load Release/stm32vld_template.elf


Идём в Run→Debug Configurations…, правым кликом на разделе C/C++ Application вызываем меню, в котором выбираем пункт New. Настроим созданную конфигурацию.

Раздел Main:

  • Name: Debug
  • C/C++ Application: Debug/stm32vld_template.elf
  • Build Configuration: Debug
  • Выбираем опцию Enable auto build

Раздел Debugger, вкладка Main:

  • GDB debugger: arm-none-eabi-gdb
  • GDB command file: gdb_commands_debug



Жмём Apply. Полученная конфигурация будет у нас отладочной: после сборки проекта в прошивке будет много «лишнего» кода, который необходим для отладки, но заметно раздувает размер прошивки.

Аналогично создаём релизную конфигурацию, при сборке которой прошивка будет содержать только необходимый код:

  • Name: Release
  • C/C++ Application: Release/stm32vld_template.elf
  • Build Configuration: Release
  • Выбираем опцию Enable auto build
  • GDB debugger: arm-none-eabi-gdb
  • GDB command file: gdb_commands_release

И в приведённых выше файлах, и в настройке конфигураций вместо stm32vld_template нужно написать имя проекта, если оно у вас отличается.

Ну, теперь-то с настройкой покончено! Напоследок проверим, как работает отладка. Для этого запускаем GDB-сервер (‘st-util -1’) и в меню жмём Run->Debug Configurations…, выбираем конфигурацию Debug и жмём кнопку Debug внизу окна. Сервер должен отреагировать кучей сообщений в консоли:



Eclipse же в это время попросит разрешения открыть «отладочную перспективу». Рекомендую не только согласиться, но и поставить галочку, чтобы IDE больше не спрашивала, а сразу открывала перспективу. «Перспективами» в Eclipse называются наборы настроек расположения окон: положение, стиль (отдельно или табом в родительском окне) и пр. Отладочная перспектива, возникшая перед нами, отличается наличием окон, специфичных для отладки — Breakpoints, Registers, Disassembly, Debug, Memory и пр. Перечисленные мной окна наиболее информативны и полезны для отладки. Расположение окон по умолчанию ужасно, поэтому я при первой же отладке привёл всё вот к такому виду:



Если вы дошли до этого момента, и всё заработало — честь вам и хвала. Теперь понимаете, за что просят деньги разработчики коммерческих IDE?

А вот я ещё нет. Пойму, когда:

  • Будут версии для Linux.
  • Когда не надо будет писать письмо, чтобы узнать цену IDE (цена будет написана большими буквами на сайте, и чтоб не более 50$).
  • Когда будут поддерживаться все популярные программаторы-отладчики. Для этого всего-то нужно дописать поддержку трёх-четырёх в проект OpenOCD.

Ибо настроил я всю эту бодягу за денёк, а остальные две недели патчил stlink, писал статью и тестировал сборки, так что мне не понятно, за что тут платить бабло, если работы от силы на день, и то — без руководства (;

Но если вдруг у вас ничего не заработает даже в приготовленной мной сборке IDE, тогда следующий раздел — для вас.


CoIDE: как два пальца об асфальт

Ну, тут полная халява. Если провести аналогию с автомобилями, то CoIDE нельзя превратить в бульдозер или велосипед по выбору, зато тачка очень удобная — сел и поехал.

Идём на страничку IDE , качаем по ссылке «Download directly» внизу страницы, устанавливаем, куда душе угодно, и запускаем. При первом запуске CoIDE покажет мастер создания проекта, в котором нужно выбрать производителя нашего микроконтроллера — ST:



Далее появится список МК, в котором нужно выбрать STM32F100RB, установленный на плате STM32VLDisvovery:



Появится окно так называемого «репозитория», в котором установкой галочек можно выбирать подключаемые к проекту библиотеки. При этом учитываются зависимости между библиотеками, что не может не радовать. В следующем уроке мы будем разбирать порты ввода-вывода (GPIO) так что отметим соответствующую библиотеку. Так как мы ещё не создали ни одного проекта, CoIDE предложит нам создать новый, на что мы согласимся:



По умолчанию папка для проектов располагается в установочной папке CoIDE и называется «workspace». Вообще, это не очень хороший вариант, я бы советовал создать отдельную папку где-нибудь в «Моих документах» или ещё где, но это личное дело каждого, а я решил ничего не трогать — в своей виртуальной машине в VirtualBox я могу мусорить сколько душе угодно (:

Скелетный проект по причине, изложенной в начале статьи (про плюсы и минусы), создавать бессмысленно, так что сразу сделаем проект для следующей статьи и назовём его stm32vld_quickstart:



Вот и всё, первый проект создан, можно даже приступать к кодингу. Но приступим мы к нему в следующей статье, а пока можете глянуть на файловую структуру проекта:

  • cmsis — тут лежит стандартная библиотека CMSIS, общая для всех Cortex-M3
  • cmsis_boot — название странноватое, ведь там лежит не только код первичной инициализации микроконтроллера, но и пара заголовочных файлов от стандартной библиотеки STM32F10x
  • stm_lib — STM32F10x Standart Peripheral Library, уже описанная при настройке Eclipse
  • build.xml — настройки сборки проекта, руками туда лучше не лазить, да и CoIDE сама этот файл не открывает, а показывает окно настроек проекта.
  • link.ld и memory.ld — скрипты линковщика, как stm32f100rb.ld, упоминавшийся выше, только зачем-то разделённый на два файла.
  • main.c — исходный код, пока ещё девственно чистый



Слева, кроме структуры проекта, так же показывается модель МК, для которой мы пишем, и список подключенных библиотек — идеально для склеротиков вроде меня (:

Теперь нужно зайти в Debug→Debug Configuration… и установить параметры отладки/прошивки:

  • Adapter: ST-Link
  • Port: SWD
  • Max Clock(Hz): 1M (1 МГц)



Теперь выбираем в меню Debug→Debug и CoIDE скомпилирует проект, зальёт прошивку на МК и запустит отладку:



Вот и вся настройка. Конечно, за простоту приходится платить, но в данном случае не деньгами, а минусами, перечисленными в начале статьи. Ну да ладно, зато оно работает сразу (:


Ссылки и прочее

Итак, на данный момент я сделал и протестировал три сборки IDE — для 32- и 64-битной Linux 32-битной Windows, а для 64-битной Windows будет чуть позже — нужно собрать GCC и компанию.

Среду разработки я назвал, не мудрствуя лукаво — RoboCraft ARM IDE (для краткости просто RC-ARM), версия 0.1

Впрочем, это не официальное название, оно пока просто для удобства — чтобы не писать «ну вон та первая сборка IDE, которую я слепил во второй статье» (:

  • Linux: 32-bit (i686) , 64-bit (x86_64)
  • Распаковываем, заходим в консоли в папку с IDE, в подпапку stlink и выполняем команды (все флешки и прочие mass-storage устройства должны быть размонтированы):

    sudo cp 49-stlinkv* /etc/udev/rules.d/

    sudo udevadm control --reload-rules

    sudo cp stlink_v1.modprobe.conf /etc/modprobe.d

    sudo modprobe -r usb-storage && sudo modprobe usb-storage

    Также нужно установить libusb-1.0, 32-битную версию libncurses-5 (для GDB) и make.

    Всё, отныне больше ничего для настройки делать не придётся. В папке с IDE лежат два скрипта — start-ide.sh и start-stlink.sh. Первый устанавливает переменные окружения, чтобы Eclipse увидел GCC для ARM, и запускает Eclipse, в котором уже установлен ARM Plugin. Второй запускает утилиту stlink, которая должна быть запущена всё время, пока вы пользуетесь отладкой и прошивкой. Самые хитрые могут добавить вызов второго скрипта в первый и не париться (:

  • Windows: 32-bit (i686)

Распаковываем и устанавливаем драйвер WinUSB по инструкции в статье. По идее, больше ничего делать не надо. В папке лежат два bat-файла, аналогичные упомянутым выше скриптам: start-ide.bat запускает Eclipse, start-stlink.bat — утилиту stlink. Библиотеку libusb-1.0 я положил в дистрибутив, т.к. в Windows нет пакетного менеджера и готового пакета для её установки. Так же включена утилита make, используемая Eclipse для сборки проектов.

Во всех сборках присутствует Java Runtime Environment 6 update 29, необходимая для работы Eclipse, и IDE подхватывает JRE автоматически.

Об ошибках в работе IDE прошу писать в соответствующую тему на форуме .

Все необходимые файлы для скелетного проекта:

  • STMVLDiscovery
  • STML-Discovery

Распакуйте нужный архив и настройте проект, как написано в статье, только без копирования файлов. После настройки проект соберётся и в Windows, и в Linux, при условии, что IDE настроена правильно. При смене IDE на другую версию (точнее, ARM Toolchain) могут перестать собираться уже настроенные проекты из-за того, что ARM Plugin хранит в настройках проекта пути к стандартным заголовочным файлам компилятора — в этом случае нужно удалить файлы настроек из папки с проектом (их имена начинаются с точки) и выполнить настройку заново.

Чтобы добавить проект в свой workspace, в Eclipse выберите в меню Project→Import, а в появившемся окне выбрать General→Filesystem и указать распакованную из архива папку или сам архив. Как я уже упоминал, для CoIDE скелетный проект создавать смысла нет, т.к. в CoIDE создать проект не сложнее, чем подумать об этом, ну, и с копированием проектов в ней проблемы.

Для тех, кто решил когда-нибудь потом приготовить IDE по этому рецепту, привожу список ингредиентов:


  • Eclipse 3.6.2 (Helios SR2)
  • Это последняя стабильная версия Eclipse на данный момент.

  • Java Runtime Environment 6u29
  • По ссылке доступна самая свежая версия JRE, на данный момент это 6u29. Oracle уверяет, что последующие версии JRE будут совместимы с текущей — ну что ж, поверим на слово (как будто выбор есть).

  • GNU ARM Eclipse Plugin 0.5.3
  • Нужна именно эта версия, т.к. более поздние уже требуют Eclipse 3.7.x, а там поломали отладку. Ну или что-то я не так делал, хотя и то же самое, что для Eclipse 3.6. На всякий случай сохранил в укромном месте (:

  • Sourcery CodeBench Lite Edition 2011.03-42 , arm-none-eabi
  • Пойдёт, по-хорошему, любая другая правильная сборка GCC + GDB + binutils для ARM — например, Yagarto или вообще собранная из исходников собственноручно. Лишь бы работала правильно.

  • stlink на GitHub, ветка server-restart
  • Забирать так:

    git clone git://github.com/burjui/stlink.git -b server-restart

    Сборки:

    • Linux i686
    • Linux x86_64
    • Windows 32 бит

    На данный момент нужен именно мой репозиторий, а не оригинал , и именно ветка server-restart — в ней есть патчи, позволяющие утилите работать непрерывно, а не завершаться после каждого дисконнекта. В будущем, когда мои патчи попадут в основную ветку, я обновлю пост.

    Сейчас утилита работает довольно медленно — прошивает всего около 500 байт в секунду, но это пока не начали работу по оптимизации.

  • Zadig
  • Там лежат все версии этой утилиты. Если кто забыл, она для установки драйвера WinUSB под Windows, чтобы библиотека libusb-1.0 имела прямой доступ к ST-Link.

  • MinGW + MSYS

Unix-like среда для разработки под Windows с использованием GCC.


Уфф… Вроде, всё. Ошибки, неточности, советы, вопросы принимаются. За сим откланиваюсь и лечу писать quickstart.



Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.65
Яндекс индекс цитирования