MyTetra Share
Делитесь знаниями!
SASS-пишем стили
Время создания: 24.01.2022 19:45
Автор: alensav
Текстовые метки: SASS-пишем стили
Раздел: MyTetra - INTERNET - HTTM
Запись: alensav/MyTetra2/main/base/1643042755twj8q4fo04/text.html на raw.githubusercontent.com

Препроцессор SASS: пишем стили просто и быстро

Препроцессор SASS: пишем стили просто и быстро

Июн 12, 201818 468вHtml5, Css3 1 0

Всем привет! Как быстро летит время. Я даже не заметил, как я перешел от написания стилей с обычного Css на препроцессор Sass. А ведь раньше не понимал — что за Sass, для чего он нужен, это наверно для супер продвинутых профи в верстке. Да, использование препроцессоров это шаг на новый уровень в веб-разработке, но здесь ничего страшного и сложного нет и вы убедитесь в этом сами, дочитав данную статью до конца.

И так, чем хорош препроцессор и конкретно Sass? Я сразу скажу, что есть и другие, такие, как Less, Stylus и др. Все они работают по одному принципу, но у каждого свои особенности. Sass получил большую популярность у профессионалов в следствие чего изучение значительно упрощается. Просто чем популярнее технология, тем больше сообщество и тем более развернута документация. 

Препроцессоры созданы для того, чтобы избавить разработчика от большинства рутинных задач при написании кода, тем самым повысив скорость и качество работы. Помимо CSS-препроцессоров существуют также и HTML-препроцессоры, например, Pug (Jade).

Структура статьи [скрыть ]

  • 1  Документация
  • 2  Компиляция Sass в Css
  • 3  Синтаксис — Sass, Scss
    • 3.0.1  Sass
    • 3.0.2  Scss
  • 4  Упрощаем жизнь с помощью Sass
    • 4.1  Вложенность правил
      • 4.1.1  Scss
      • 4.1.2  Sass
    • 4.2  Вложенные свойства
      • 4.2.1  Sass
      • 4.2.2  Css
    • 4.3  Привязка к селектору или конкатенация — знак &
    • 4.4  Привязка к родительскому селектору, но на уровнь выше
    • 4.5  Шаблоны-заготовки
  • 5  SassScript
  • 5.1  Переменные
  • 5.2  Директивы
    • 5.2.1  @extend
    • 5.2.2  @import
    • 5.2.3  @at-root
  • 5.3  Управляющие директивы и выражения
    • 5.3.1  Директива @if
    • 5.3.2  Директива @for
    • 5.3.3  Директива @each
  • 5.4  Миксины (функции)

Документация

Разработчиком Sass является француз Hugo Giraudel, проживающий в Германии с определенного времени. Естественно документация на английском языке, но я лично в ней неплохо ориентируюсь (важно знать технический английский). Но также есть перевод и на русский. Я бы советовал все же английскую версию, это для того, чтобы привыкать и изучать все глубже английский. Но русская тоже ничем не хуже.

  • Английская документация: http://www.sass-lang.com
  • Русская документация: https://sass-scss.ru

Компиляция Sass в Css

В качестве программного обеспечения для компиляции Sass в Css я использую плагин Sass  для таск-менеджера Gulp . Вообще Sass является приложением (Gem) языка Ruby. Поэтому, если вы хотите обойтись без Gulp, то для компиляции в Css вам необходимо будет установить платформу языка программирования Ruby. Я не буду сейчас показывать как это делается, можете почитать об этом на официальном сайте .

Синтаксис — Sass, Scss

Сразу отмечу, что существует 2 синтаксиса написания кода: Sass и Scss.

Синтаксис Sass незначительно отличается от Scss. Scss похож больше на обычный код Css, а в Sass опущены фигурные скобки и точка с запятой между правилами. Также существует различие в написании некоторых функций и надо быть внимательным в том, какой синтаксис вы выбираете. Расширения файлов для Sass — *.sass, а для Scss — *.scss. Синтаксис Sass он более старый, а Scss появился позже, чтобы упростить изучение для новичков. Я сам начинал изучение данного препроцессора именно на Scss, так было проще его понять. Сейчас же я перешел на Sass, для меня он более удобен.

Если говорить о Sass, то его структура кода строится на основе отступов (ведь фигурных скобок в нем нет) и здесь следует быть внимательным, так как в качестве отступа может выступать, как табулятор (TAB — 4 пробела), так и обычные пробелы (обычно это двойной пробел). Я всегда использую табулятор.

Помните! Если вы используете табулятор в качестве отступа, то пробелы следует исключить, чтобы везде было одинаково. И наоборот — если используете пробелы, то табулятор следует исключить. Иначе, компилятор выдаст ошибку.

Sass

.maincontent

.main-title

font-size: 30px

font-weight: 700

margin: 0 0 30px


.description

margin-bottom: 30px

p

color: #444444

font-size: 16px

line-height: 22px


Scss

.maincontent {

.main-title {

font-size: 30px;

font-weight: 700;

margin: 0 0 30px;

}


.description {

margin-bottom: 30px;

p {

color: #444444;

font-size: 16px;

line-height: 22px;

}

}

}


В большинстве редакторов кода (например, Sublime Text) есть разметка отступов в виде полос, что не дает нам запутаться. В примерах ниже я буду использовать синтаксис Sass.

Упрощаем жизнь с помощью Sass

Вложенность правил

Вот чем мне приглянулся Sass с самого начала, так это как раз вложенностью css-правил одних в другие. Это здорово экономит время, а код получается структурируемым и легкочитаемым. Например, если мы хотим написать стили элементам определенного родительского контейнера, то нам в Css необходимо каждый раз указывать родительский класс, например вот так:

.main .title {

font-size: 30px;

color: #444;

}

.main .subtitle {

font-size: 20px;

}

.main .description {

font-size: 14px;

margin-bottom: 30px;

}

То есть мы везде указываем родительский класс .main, а это в свою очередь не совсем удобно. Используя Sass, можно записать следующим образом:

Scss

.main {

.title {

font-size: 30px;

color: #444;

}

.subtitle {

font-size: 20px;

}

.description {

font-size: 14px;

margin-bottom: 30px;

}

}

Sass

.main

.title

font-size: 30px

color: #444

.subtitle

font-size: 20px

.description

font-size: 14px

margin-bottom: 30px


Согласитесь так смотрится намного аккуратнее, да и писать код можно быстрее, ведь родительский класс .main мы пишем всего один раз. Если вы хотите повторить за мной, не устанавливая Ruby и всякое подобное ПО можно воспользоваться онлайн-компилятором  для демонстрации.

Вложенные свойства

Помимо вложенности правил в Sass существует возможность вложенности свойств. Например, вот как можно записать значения margin:

Sass

.main

.title

margin:

top: 10px

right: 15px

bottom: 10px

left: 15px


Css

.main .title {

margin-top: 10px;

margin-right: 15px;

margin-bottom: 10px;

margin-left: 15px;

}


Привязка к селектору или конкатенация — знак &

Написание нашего кода можно ускорить и сделать его еще компактнее, применив конкатенацию (соединение) посредством символа — &. Как это работает? Например, у нас есть такие классы, как:  .main-title.main-subtitle.main-description. В Sass данные классы можно записать следующим образом:

Sass

.main

&-title

font-size: 30px

color: #444

&-subtitle

font-size: 20px

&-description

font-size: 14px

margin-bottom: 30px


Css

.main-title {

font-size: 30px;

color: #444;

}

.main-subtitle {

font-size: 20px;

}

.main-description {

font-size: 14px;

margin-bottom: 30px;

}


С помощью символа & мы соединяемся к корневому классу, то есть в данном случае нет необходимости постоянно повторять корень .main. В тоже время следует иметь ввиду, что мы не создали дочерние элементы. 

Читайте также:    CSS анимация на сайте посредством библиотеки Animate.css

Вот еще пример:

Sass

// Ссылка

a

color: red

&:hover

color: blue


// Псевдолементы

.main

&::before

content: ""

display: block

font-size: 20px


&::after

content: ""

display: block

font-size: 30px


Css

/* Ссылка */

a {

color: red;

}

a:hover {

color: blue;

}


/* Псевдоэлементы */

.main::before {

content: "";

display: block;

font-size: 20px;

}

.main::after {

content: "";

display: block;

font-size: 30px;

}


Иногда нужно указать цепочку селекторов до текущего элемента. Можно конечно вынести его в корень, но чтобы не нарушать вложенность можно написать следующим образом:

Sass

.main

.container &

width: 700px


Css

.container .main {

width: 700px

}


Переместив & после селектора, мы поменяли порядок стыковки, т. е. класс .container в данном случае является родительским.

Привязка к родительскому селектору, но на уровнь выше

Выше для примера я демонстрировал Sass код:

Sass

.main

&-title

font-size: 30px

color: #444

&-subtitle

font-size: 20px

&-description

font-size: 14px

margin-bottom: 30px

Теперь представьте, что в блоке .main-title существует еще один элемент которому нужно явно указать стили, используя всю цепочку родителей. Я долго время просто указывал корневое название (в данном случае — .main), но это не очень удобно. Я стал ковырять документацию Sass и нашел решение. На самом деле все просто — нам необходимо объявить ссылку на родителя и использовать ее, там, где нужно.

Вот так я делал раньше:

.main

&-title

font-size: 30px

color: #444


.main__icon // указываем корень .main, иначе, если использовать & будет стыковка к .main-title

color: #444

width: 20px


&-subtitle

font-size: 20px


&-description

font-size: 14px

margin-bottom: 30px


А теперь можно сделать так:

.main

$self: & // ссылка на родителя


&-title

font-size: 30px

color: #444


#{$self}__icon // вместо & используем ссылку на родителя

color: #444

width: 20px


&-subtitle

font-size: 20px


&-description

font-size: 14px

margin-bottom: 30px


Если заметили мы объявили ссылку на родителя — $self: &. Мне это чем-то напоминает ссылку на объект (this), который вызвал событие в javaScript. Теперь в нужно месте мы можем просто его вызвать #{$self}. Вот оказывается как все просто, а я голову ломал и думал, что нет решения этой проблемы в Sass. 

Css

.main-title {

font-size: 30px;

color: #444;

}

.main-title .main__icon {

color: #444;

width: 20px;

}

.main-subtitle {

font-size: 20px;

}

.main-description {

font-size: 14px;

margin-bottom: 30px;

}


Шаблоны-заготовки

Зачастую бывает такое, что несколько элементов имеют одну базу стилей, но отличаются между собой лишь несколькими правилами. Возьмем к примеру кнопки. Если брать один размер кнопок, то они могут отличаться между собой только цветом: красные, зеленые, серые и т.д. Если использовать чистый Css, то придется в базовых стилях через запятую указывать все цвета кнопок или создать базовый класс. Но в Sass это делается намного проще:

Sass

%button

background-color: #666

border: 1px solid #666

padding: 0 20px

font-size: 15px

line-height: 40px

height: 40px


.button-green

@extend %button

background-color: green

border-color: green


.button-red

@extend %button

background-color: red

border-color: red


Css

.button-green, .button-red {

background-color: #666;

border: 1px solid #666;

padding: 0 20px;

font-size: 15px;

line-height: 40px;

height: 40px;

}

.button-green {

background-color: green;

border-color: green;

}

.button-red {

background-color: red;

border-color: red;

}


Шаблоном выступает в данном случает селектор %button (об этом говорит знак — %). Это удобно тем, что сам селектор шаблона нигде не участвует, а его стили наследуются другими селекторами посредством директивы — @extend. Данный шаблон можно использовать сколько угодно раз, сокращая тем самым количество кода.

SassScript

В Sass, как и в языках программирования имеют место быть такие возможности, как: создание переменных, арифметические операции (сложение, вычитание, деление, умножение и т.д.), итерации (циклы), функции (миксины) и многое другое. То есть Sass это своего рода некий язык программирования, который призван опять таки упростить написание кода и ускорить работу в разы. 

Переменные

Переменная в Sass начинается со знака $, а имя пишется латиницей, например: $color. Следует отметить, что знаки: «» и «_» взаимозаменяемы. К примеру, если назвали $color-red, то можно вызвать и $color_red. Определяется переменная следующим образом: $название: значение, например: $color: #f6f6f6

Переменная объявленная вне каких либо уровней вложенности, доступна глобально, т.е. можно использовать везде. Если же вы определили переменную в каком либо уровне вложенности селектора, то она будет доступна только на данном уровне. Чтобы она работала глобально во всем документе необходимо указать ключевое слово !global.

.title

$font-size: 10px !global

font-size: $font-size


.subtitle

font-size: $font-size


Вообще, переменные это замечательная вещь, стоит объявить и занести значение, а далее можно использовать сколько угодно и где угодно. Например, мы можем определить цвета, дав им определенные имена, размер шрифта, семейство шрифтов и т.д. и вообще любые значения. 

Директивы

@extend

Данную директиву мы затронули выше, когда изучали шаблон-заготовку. Закрепим еще раз знания. С помощью @extend мы можем скопировать правила любого селектора. Например, при верстке может быть так, что элемент «А» и элемент «Б» могут быть схожи по внешнему виду. В данном случае можно написать правила элементу «А», а для «Б» просто скопировать стили элемента «А», слегка переопределив нужные свойства.

Sass

.block_a

background-color: #cccccc

border: 5px solid #999999

padding: 20px

font-size: 30px

height: 150px

width: 150px


.block_b

@extend .block_a

padding: 15px


Css

.block_a, .block_b {

background-color: #cccccc;

border: 5px solid #999999;

padding: 20px;

font-size: 30px;

height: 150px;

width: 150px;

}

.block_b {

padding: 15px;

}


В данном примере мы сверстали 2 одинаковых квадрата. У квадрата «Б» мы переопределили только отступ padding: 15px. Вот так работает @extend. Я довольно часто пользуюсь данной директивой.

@import

Данная директива позволяет объединять несколько файлов стилей в один. Это очень удобно, тем более, если проект большой. Не стоит путать с директивой, которая существует в Css — @import. В Css обязательным атрибутом является — url().

Читайте также:    Адаптивный дизайн сайта - так важно ли сегодня? Встречайте адаптивный дизайн блога Zaurmag.Ru

На самом деле удобнее писать стили в разных файлах и предназначение у каждого свое. Например, весь каркас страницы можно разделить на регионы: header.sass, sidebar.sass, footer.sass. Собрать все можно в главном файле main.sass, как раз используя @import. Файлы регионов можно указать также через нижнее подчеркивание в начале имени файла, например так: _header.sass, _sidebar.sass, _footer.sass. Такие файлы называются фрагментами. При импорте фрагментов не обязательно указывать расширение файла. 

Простой импорт

@import "header.sass"

@import "sidebar.sass"

@import "footer.sass"

Импорт фрагментов

@import "header"

@import "sidebar"

@import "footer"

Файлы фрагментов могут быть с расширениями: *.sass*.scss или *.css. Например, главный файл может быть с расширением *.sass, а шапка сайта, к примеру с расширением *.scss. То есть не важно какое у вас расширение главного файла. Следует отметить, что при импорте переносятся все переменные и миксины (о них поговорим ниже) в главный файл, в который происходит импорт. 

Также, можно указать импорт нескольких файлов через запятую: @import «header», «sidebar», «footer».

Имейте ввиду, что импорт происходит в том месте, где вы указали директиву @import. Обычно это делают в начале документа. 

@at-root

Директива @at-root говорит сама за себя и если переводить на русский, то будет звучать так — «от корня». Иными словами мы переносим селектор в корень, отменяя цепочку родительских селекторов. Тут конечно можно задать вопрос — «А зачем нужна эта директива, если можно перенести селектор в корень в ручную?». Ответ прост — удобство написания кода, не нарушая структуру. Когда вы научитесь работать с Sass в полной мере вы это поймете.

Sass

.main

&-title

font-size: 30px

color: #444


@at-root

.main__icon

color: #444

width: 20px


Css

.main-title {

font-size: 30px;

color: #444;

}

.main__icon {

color: #444;

width: 20px;

}

Управляющие директивы и выражения

Директива @if

Данная директива выполняет стили, если выражение, заключенное в ней возвращает любое значение кроме false и null

Sass

$color: green


.header

@if $color == green

background-color: green


@else if $color == blue

background-color: blue


@else

background-color: #f6f6f6


Css

.header {

background-color: green;

}

Те, кто знаком хотя бы с основами языка программирования (например, javaScript или Php) разобраться будет не сложно. Здесь суть та же самая, главное знать синтаксис написания кода.

Директива @for

В языке программирования (опять же в Javascript или Php) с помощью For можно задать цикл. В Sass данная директива выполняет тоже самое — создает цикл. Для каждой итерации (повторения) используется переменная-счетчик, которая изменяет данные вывода.

Директива имеет 2 формы написания: 1. @for $var from <начало> through <конец> и 2. @for $var from <начало> to <конец>. Если вы хотите, чтобы последняя цифра была включена в цикл, то используйте «through«. Давайте рассмотрим пример:

Sass

@for $i from 1 to 6

.elem-item-#{$i}

background-image: url("images/image-#{$i}.jpg")


Css

.elem-item-1 {

background-image: url("images/image-1.jpg");

}

.elem-item-2 {

background-image: url("images/image-2.jpg");

}

.elem-item-3 {

background-image: url("images/image-3.jpg");

}

.elem-item-4 {

background-image: url("images/image-4.jpg");

}

.elem-item-5 {

background-image: url("images/image-5.jpg");

}


Для указания конечного значения я использовал ключевое слово «to«. При таком раскладе цикл заканчивается на цифре — 5. Обратите внимание насколько компактным выглядит код Sass.

Директива @each

Директива @each также, как и @for выводит значения в цикле и удобен тем, что помимо цифр можно перебирать конкретные значения. Давайте возьмем вышеприведенный цикл и изменим его на какие либо значения.

Sass

@each $bgItem in animal, lake, sea, landscape, nature

.elem-item-#{$bgItem}

background-image: url("images/image-#{$bgItem}.jpg")


Css

.elem-item-animal {

background-image: url("images/image-animal.jpg");

}

.elem-item-lake {

background-image: url("images/image-lake.jpg");

}

.elem-item-sea {

background-image: url("images/image-sea.jpg");

}

.elem-item-landscape {

background-image: url("images/image-landscape.jpg");

}

.elem-item-nature {

background-image: url("images/image-nature.jpg");

}


В данном случае не создается переменная-счетчик, а количество итераций зависит от количества созданных значений после ключевого слова «in«.  Значения выводятся через переменную (в данном примере — $bgItem), название которой может быть произвольным.

Миксины (функции)

Миксины (примеси) — это своего рода функция, как в языке программирования, которая призвана избавить от повторяющегося кода. Миксины могут содержать целые фрагменты стилей, разрешенные в Sass. Давайте рассмотрим пример, для большей наглядности.

@mixin align-center

position: absolute

top: 50%

left: 50%

transform: translate(-50%, -50%)


.container

@include align-center

Создается миксин директивой @mixin, далее через пробел следует имя миксина, а также опционально передаваемые параметры. Сразу отмечу, что знаки дефиса (-) и нижнего подчеркивания (_) в имени миксина взаимозаменяемы. Миксин может содержать в себе не только правила, но и селекторы. Выше я привел пример элементарного миксина без параметров.

Вызывается миксин директивой @include и далее через пробел указываем имя созданного миксина. В примере выше — это центрирование блока по оси X и по оси Y с помощью абсолютного позиционирования. Если такое приходится применять часто, то согласитесь легче вызвать просто миксин, нежели писать стили центровки снова и снова.

Теперь давайте рассмотрим миксин с параметрами (аргументами).

Sass

@mixin border($width, $color)

border:

width: $width

style: solid

color: $color


.square

@include border(2px, #ccc)


Css

.square {

border-width: 2px;

border-style: solid;

border-color: #ccc;

}


Как видим, после названия миксина в скобках мы задаем аргументы, в данном случае — это ширина бордюра и цвет. Это простейший миксин, который я привел для наглядности. На практике же можно встретить более сложные миксины с использованием различных условий и переменных. Но не будем сейчас все усложнять, надо всегда начинать с чего-то малого и простого, а потом уже двигаться по мере продвижения вверх.

На этом я хочу завершить свой небольшой обзор препроцессора Sass. Почему небольшой? Да потому что это далеко не все, что я вам поведал. Вообще, используя вышеизложенное, вы можете смело уже сейчас начать пользоваться Sass вместо Css. Более подробнее вы сможете изучить Sass, прибегнув к документации , которую я приводил выше.

Ну что ж, всем спасибо за внимание! Как всегда, вопросы задаем в комментариях и подписывайтесь либо на телеграм канал , либо на рассылку по email (форма в сайдбаре справа), чтобы не пропустить ничего интересного. 

До встречи в других моих постах…

1

  • sass
  • scss
  • препроцессор

Оцените пост

 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Заур Магомедов

Занимаюсь созданием сайтов с 2009 года. Постоянно обучаюсь и совершенствуюсь, шагая в ногу со временем. Владею такими навыками, как: Html5, Css3, JavaScript, Vue, Git, БЭМ, Gulp.

Заказать верстку  Заказать сайт

Читайте также:

  1. Emmet — реактивное написание кода html/css
  2. Моя сборка для верстки сайтов Gulp + Webpack
  3. Html шаблонизатор Pug, документация на русском

Другие материалы той же категории

А нимированная кнопка для формы на чистом CSS

Методология БЭМ в примерах

10 комментариев к статье "Препроцессор SASS: пишем стили просто и быстро"

  • Рахим Абдраев

    Янв 15, 2021 20:17

    Спасибо! Хороший материал: информативно, кратко — все по делу и доступным языком — с большим уважением к новичкам. Привет из Томска!

    Ответить

    Заур Магомедов

    Янв 15, 2021 20:19

    Спасибо! Обратный привет из Каспийска!

    Ответить

  • Яна

    Фев 14, 2019 18:53

    Спасибо! Это было офигенно!

    Ответить

    Заур Магомедов

    Фев 14, 2019 21:25

    Ответить

  • Роман Довгань

    Июл 27, 2018 20:55

    Спасибо. Крутяцкий текст. Легко заходит.
    SASS-ом пользуюсь все чаще. Кое что вычитал в документации и применял. У вас более подробно и доступно расписано)
    Спасибо)

    Ответить

    Заур Магомедов

    Июл 28, 2018 00:30

    Не за что! Сам своей инструкцией частенько пользуюсь, а то забывается время от времени ))…

    Ответить

  • Евгений

    Июн 26, 2018 18:16

    Не по теме… Почистите раздел «РЕКОМЕНДУЮ!» — многие курсы давно сняты с продажи. Как-то «не солидно» 

    Ответить

    Заур Магомедов

    Июн 26, 2018 18:20

    Да, я планирую немного поменять сайт. Вот походу и буду снимать устаревшие материалы. Спасибо!

    Ответить

Иван Доброславин

Июн 26, 2018 13:59

Заур, здравствуйте. Было бы интересно узнать, какой программой пользуетесь для написания css, пользуетесь ли gulp?

Ответить

Заур Магомедов

Июн 26, 2018 14:01

Программу для написания кода я использую phpStorm + Sublime 3. Gulp, да я использую. Я ведь писал уже об этом .

Ответить

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя *

Ваше email *

Ваш сайт

Если вы хотите вставить в текст комментария код HTML, CSS, PHP, JavaScript, то обрамите код в соответствии необходимыми тегами:

  • Код HTML - тегами [html] ваш код... [/html]
  • Код CSS - тегами [css] ваш код... [/css]
  • Код PHP - тегами [php] ваш код... [/php]
  • Код JavaScript - тегами [code lang="js"] ваш код... [/code]

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписаться  без комментирования.

Отправить


Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.65
Яндекс индекс цитирования