MyTetra Share
Делитесь знаниями!
Развёрнутое руководство по Sass/SCSS
Время создания: 21.01.2022 14:49
Автор: alensav
Текстовые метки: Развёрнутое руководство по Sass/SCSS
Раздел: MyTetra - INTERNET - HTTM
Запись: alensav/MyTetra2/main/base/1642765752v8lsvjogda/text.html на raw.githubusercontent.com

2 февраля 2019 в 10:14

104434

Развёрнутое руководство по Sass/SCSS

2 47

Free Vector Design by: www.vecteezy.com

Современный CSS — мощь, а в комбинации с препроцессорами — вообще боевая машина для оформления контента на страницах. В статье приведено развёрнутое руководство по Sass/SCSS с примерами. После прочтения узнаете, как использовать миксины, переменные и директивы для ещё большего контроля над стилями.

Примечание Весь код Sass/SCSS компилируется в CSS, чтобы браузеры могли его понимать и корректно отображать. В настоящее время браузеры не поддерживают работу с Sass/SCSS или с любым другим препроцессором CSS напрямую, стандартная же спецификация CSS не предоставляет аналогичную функциональность.

Содержание статьи

  1. Зачем использовать Sass/SCSS вместо CSS?
  2. Препроцессор Sass
  3. Синтаксис
  4. Пререквизиты
  5. Переменные
  6. Вложенные правила
  7. Амперсанд
  8. Миксины (они же примеси)
  9. Пример работы с несколькими браузерами
  10. Арифметические операции
    1. Сложение и вычитание
    2. Умножение
    3. Деление
    4. Остаток
  11. Операторы сравнения
  12. Логические операторы
  13. Строки
  14. Операторы управления потоками
    1. if()
    2. @if
  15. Проверка на наличие родительского элемента
  16. Директива @for
  17. Директива @each
  18. Директива @while
  19. Функции в Sass/SCSS
  20. Тригонометрия
  21. Написание собственных функций
  22. Заключение

Зачем использовать Sass/SCSS вместо CSS?

  1. Вложенность — SCSS позволяет вкладывать правила CSS друг в друга. Вложенные правила применяются только для элементов, соответствующих внешним селекторам (а если речь идёт о Sass, то там и без скобок всё красиво и интуитивно понятно).
  2. Переменные — в стандартном CSS тоже есть понятие переменных, но в Sass с ними можно работать немного по-другому. Например, повторять их через директиву @for. Или генерировать свойства динамически. Подробнее можете изучить  на русскоязычном сайте проекта.
  3. Улучшенные математические операции— можно складывать, вычитать, умножать и делить значения CSS. В отличие от стандартного CSS, Sass/SCSS позволяют обойтись без calc().
  4. Тригонометрия — SCSS позволяет писать собственные (синусоидальные и косинусоидальные) функции, используя только синтаксис Sass/SCSS, подобно тому, как это можно делать в других языках вроде JavaScript.
  5. Директивы @for@while и выражение @if-else — можно писать CSS-код, используя знакомые элементы из других языков. Но не обольщайтесь — в итоге на выходе будет обычный CSS.
  6. Миксины (примеси) — можно один раз создать набор CSS-свойств и работать с ними повторно или смешивать с другими значениями. Миксины можно использовать для создания отдельных тем одного макета. Примеси также могут содержать целые CSS-правила или что-либо другое, разрешённое в Sass-документе. Они даже могут принимать аргументы, что позволяет создавать большое разнообразие стилей при помощи небольшого количества миксинов.
  7. Функции — можно создавать определения CSS в виде функций для многократного использования.

Статья по теме: Функциональный CSS: упрощаем работу со стилями

Препроцессор Sass

Sass не динамичен. У вас не получится генерировать и/или анимировать CSS-свойства и значения в реальном времени. Но можно их создавать более эффективным способом и позволить стандартным свойствам (вроде анимации на CSS) заимствовать их оттуда.

Синтаксис

SCSS особо не добавляет никаких новых возможностей CSS, кроме нового синтаксиса, часто сокращающего время написания кода.

Пререквизиты

Существует 5 CSS-препроцессоров: Sass, SCSS, Less, Stylus и PostCSS.

Эта статья по большей части охватывает SCSS, который похож на Sass. Детальнее об этих препроцессорах можете прочитать на Stack Overflow  (оригинал) или на qaru  (перевод на русский).

SASS — (.sass) Syntactically Awesome Style Sheets.

Backend разработчик

Белкасофт, Удалённо, По итогам собеседования

tproger.ru

Вакансии на tproger.ru

SCSS — (.scss) SassCascading Style Sheets.

Расширения .sass и .scss похожи, но всё-таки не одинаковы. Для фанатов командной строки приводим способ конвертации:

# Конвертация из Sass в SCSS

$ sass-convert style.sass style.css


# Конвертация из SCSS в Sass

$ sass-convert style.scss style.sass

Sass — первая спецификация для SCSS с расширением файла .sass. Её разработка началась ещё в 2006 году, но позже был разработан альтернативный синтаксис с расширением .scss.

Обратите внимание Другие препроцессоры функциональностью похожи на SCSS, но синтаксис может отличаться. А ещё, всё то, что работает в CSS, будет также прекрасно воспроизводиться и в Sass, и в SCSS.

Переменные

Sass/SCSS позволяет работать с переменными. В CSS они обозначаются двойным тире (--), а в препроцессорах знаком доллара ($).

$number: 1;

$color: #ff0000;

$text: "tproger forever.";

$text: "IT forever." !default;

$nothing: null;

Вы можете присваивать значение по умолчанию переменным, у которых ещё нет значения, добавив метку !default в конце значения. В таком случае, если переменной уже было присвоено значение, оно не изменится; если же переменная пуста, ей будет присвоено новое указанное значение.

#container {

content: $text;

}

Переменные в Sass могут быть присвоены любому свойству.

Вложенные правила

Стандартные вложенные CSS-элементы с использованием пробела:

/* Вложенные правила */

#A {

color: red;

}

#A #B {

color: green;

}

#A #B #C p {

color: blue;

}

Те же вложенные элементы с помощью SCSS:

/* Вложенные правила */

#A {

color: red;

#B {

color: green;

#C p {

color: blue;

}

}

}

Как видно, синтаксис выглядит более чистым и менее повторяющимся.

Это особенно полезно при управлении перегруженными макетами. Таким образом, выравнивание, в котором вложенные свойства записаны в коде, полностью соответствует действительной структуре макета приложения.

За кулисами препроцессор всё ещё компилирует его в стандартный код CSS (показано выше), чтобы он мог быть отображён в браузере. Мы лишь изменяем способ написания CSS.

Амперсанд

В SCSS используется директива  & .

#p {

color: black;

a {

font-weight: bold;

&:hover {

color: red;

}

}

}

С помощью символа & вы можете явно указать, где должен быть вставлен родительский селектор.

Результат компиляции Sass (из предыдущего примера) в CSS ниже.

#p {color: black;}

#p a {font-weight: bold;}

#p a:hover {color: red;}

В итоге амперсанд был компилирован в название родительского элемента a (a:hover).

Миксины (они же примеси)

Миксины объявляются директивой  @mixin. После неё должно стоять имя миксина и, опционально, его параметры, а также блок, содержащий тело миксина. Например, можно определить миксин flexible(), который далее будет включён, например, в класс .centered-elements следующим образом:

@mixin flexible () {

display: flex;

justify-content: center;

align-items: center;

}

.centered-elements {

@include flexible ();

border: 1px solid gray;

}

Теперь каждый раз после применения класса .centered-elements к HTML-элементу, последний будет преобразован во Flexbox .

Миксины могут также содержать селекторы, в том числе со свойствами. А селекторы могут содержать ссылки на родительский элемент через амперсанд (&), вы ведь помните про него?

Пример работы с несколькими браузерами

Некоторые вещи в CSS весьма утомительно писать, особенно в CSS3, где плюс ко всему зачастую требуется использовать большое количество вендорных префиксов( -webkit- или -moz-).

Миксины позволяют создавать группы деклараций CSS, которые вам придётся использовать несколько раз на сайте. Хорошей практикой будет использование миксинов для вендорных префиксов. Пример:

@mixin border-radius($radius) { // Префиксы для:

-webkit-border-radius: $radius; // Chrome и Safari

-moz-border-radius: $radius; // Firefox

-ms-border-radius: $radius; // Internet Explorer

-o-border-radius: $radius; // Opera

border-radius: $radius; // Стандартный CSS

}

// Пример использования миксина border-radius после его создания

.box { @include border-radius(10px); }

Арифметические операции

Как и в реальной жизни, вы не можете работать с числами, у которых несовместимы типы данных (например, сложение рх и em).

Сложение и вычитание

p {

font-size: 10px + 2em; // ОШИБКА!

font-size: 10px + 6px; // 16px

font-size: 10px + 2; // 12px

}

Всегда обращайте внимание на тип складываемых данных. То есть пиксели к пикселям, слоны к слонам. Таким же образом работает вычитание, но со знаком минус.

Пример вычитания:

div {

height: 12% - 2%;

margin: 4rem - 1;

}

Умножение

Выполняется точно так же, как в CSS, с помощью calc(a * b), но без calc и круглых скобок. Кроме того, можно ещё отделять знак умножения пробелами от чисел (5*6 == 5 * 6).

Исключение Нельзя умножать пиксели между собой. То есть, 10px * 10px != 100px10px * 10 == 100px.

p {

width: 10px * 10px; // ОШИБКА!

width: 10px * 10; // 100px

width: 1px * 5 + 5px; // 10px

width: 5 * (5px + 5px); // 50px

width: 5px + (10px / 2) * 3; // 20px

}

Деление

С делением дела обстоят немного сложнее, но разобраться можно, ведь в стандартном CSS косая линия (слэш) зарезервирована для использования краткой формы записи свойств. Пример ниже.

/* краткая форма записи свойств */

font: italic bold .8em/1.2 Arial, sans-serif;


/* стандартная форма записи свойств */

font-style: italic;

font-weight: bold;

font-size: .8em;

line-height: 1.2;

font-family: Arial, sans-serif;

Есть три помощника, которые намекнут на возможность деления:

  1. Значение (или любая его часть) хранится в переменной или возвращается функцией.
  2. Значения заключены в круглые скобки.
  3. Значение используется как часть другого арифметического выражения.

Пример:

$var1: 20;

$var2: 4;


p {

top: 16px / 24px; // Отображается без изменений в стандартном CSS

top: (20px / 5px); // Производится деление (но только при использовании скобок)

top: #{$var1} / #{$var2}; // Выводится как обычный CSS-код, деление не выполняется

top: $var1 / $var2; // Деление выполняется

top: random(4) / 5; // Деление выполняется (если использовать в паре с функцией)

top: 2px / 4px + 3px; // Деление выполняется, если добавлена ещё одно арифметическое действие

}

Результат компиляции в CSS:

p {

top: 16px / 24px;

top: 4;

top: 20 / 4;

top: 5;

top: 0.6;

top: 3.5px;

}

Остаток

Остаток вычисляет остаток от операции деления. Ниже рассмотрим, как создать «зебру» для HTML-списка.

@mixin zebra() {

@for $i from 1 through 7 {

@if ($i % 2 == 1) {

.stripe-#{$i} {

background-color: black;

color: white;

}

}

}

}

* {

@include zebra();

text-align: center;

}


Создание миксина zebra показано во вставке кода сверху. Директивы @for и @if описаны в секции ниже.

Для создания образца надо написать несколько HTML-элементов.

<div class="stripe-1">zebra</div>

<div class="stripe-2">zebra</div>

<div class="stripe-3">zebra</div>

<div class="stripe-4">zebra</div>

<div class="stripe-5">zebra</div>

<div class="stripe-6">zebra</div>

<div class="stripe-7">zebra</div>

Результат в браузере:

Зебра успешно сгенерирована миксином zebra

Операторы сравнения

Директива @if принимает выражение SassScript и использует вложенные в неё стили в случае, если выражение возвращает любое значение, кроме false или null.

Ниже показано, как работают директивы @if и @else, вложенные в миксин.

@mixin spacing($padding, $margin) {

@if ($padding > $margin) {

padding: $padding;

} @else {

padding: $margin;

}

}


.container {

@include spacing(10px, 20px);

}

Сравнение в действии. Миксин spacing выберет размеры padding’а, если тот будет больше, чем margin.

После компиляции в CSS:

.container { padding: 20px; }

Логические операторы

Описание логических операторов

Использование логических операторов Sass для создания кнопки, у которой будет меняться фон в зависимости от её ширины.

@mixin button-color ($height, $width) {

@if (($height < $width) and ($width >= 35px)) {

background-color: blue;

} @else {

background-color: green;

}

}


.button {

@include button-color(20px, 30px)

}

Строки

В CSS определено 2 типа строк: с кавычками и без. Sass распознаёт и то, и другое. В итоге вы получите в CSS тот тип строк, который использовали в Sass.

В некоторых случаях можно добавить строки в допустимые значения CSS без кавычек, но только если добавленная строка является завершающим элементом.

p {

font: 50px Ari + "al"; // Компилируется в 50px Arial

}

Пример ниже демонстрирует, как делать не надо.

p {

font: "50px" + Arial; // ОШИБКА!

}

Можете складывать строки разных типов, если в них нет пробелов. Пример ниже не будет скомпилирован.

p:after {

content: "Верните Линуса " + Торвальдса!; // ОШИБКА!

}

Строки, содержащие пробелы, должны быть отделены кавычками. Решение проблемы:

p:after {

content: "Верните Линуса " + "Торвальдса!"; // обратите внимание на "Торвальдса!"

}

Пример сложения нескольких строк:

p:after {

content: "Удел " + "человечества " + "—" + "итерация.";

}

Сложение строк и чисел:

p:after {

content: "Рекурсия " + 2013 + " удел небожителей";

}

Обратите внимание Свойство content работает только с псевдоселекторами :before и :after. Рекомендуется не использовать content в CSS-документе, а напрямую использовать его между тегами в HTML.

Операторы управления потоками

В SCSS есть функции (function()) и директивы (@directive). Чуть выше мы уже рассматривали пример функции, когда изучали передачу аргументов внутри миксинов.

Функции обычно заключаются в скобки, следующие сразу за её именем. А директива начинается с символа @.

Подобно JavaScript, SCSS позволяет работать со стандартным набором операторов управления потоками.

if()

if() — это функция (и иногда основа искусственного интеллекта).

Её использование выглядит довольно примитивным: оператор вернёт одно из двух обозначенных в условии значений.

/* Использование функции if() */

if (true, 1px, 2px) => 1px;

if (false, 1px, 2px) => 2px;

@if

@if — это директива, использующаяся для разветвления на основе условия.

/* Использование директивы @if */

p {

@if 1 + 1 == 2 { border: 1px solid; }

@if 7 < 5 { border: 2px dotted; }

@if null { border: 3px double; }

}

Результат компиляции:

p { border: 1px solid; }


Ниже показано комбо-разветвление с добавлением директивы @else.

/* Создание переменной $type */

$type: river;


/* Окрашивание контейнеров в синий в случае, если значение для переменной $type — river */

div {

@if $type == river {

color: blue;

}

}


/* Условные цвета для текста в теге <p> */

p {

@if $type == tree {

color: green;

} @else if $type == river {

color: blue;

} @else if $type == dirt {

color: brown;

}

}

Проверка на наличие родительского элемента

Амперсанд выбирает родительский элемент, если тот существует. В ином случае вернёт null. Поэтому может использоваться совместно с директивой @if.

В следующих примерах рассмотрим создание условных CSS-стилей в зависимости от наличия родительского элемента.

/* Проверка на наличие родительского элемента */

@mixin does-parent-exist {

@if & {

/* Применение голубого цвета родительскому элементу, если он существует */

&:hover {

color: blue;

}

} @else {

/* Родительский элемент отсутствует, применение голубого цвета к ссылкам */

a {

color: blue;

}

}

}

Директива @for

Директива @for выводит набор стилей заданное число раз. Для каждого повторения используется переменная-счётчик для изменения вывода.

Директива @for итерируется 5 раз.

@for $i from 1 through 5 {

.definition-#{$i} { width: 10px * $i; }

}

Результат компиляции в CSS:

.definition-1 { width: 10px; }

.definition-2 { width: 20px; }

.definition-3 { width: 30px; }

.definition-4 { width: 40px; }

.definition-5 { width: 50px; }

Директива @each

Директива @each устанавливает $var в каждое из значений списка или словаря и выводит содержащиеся в ней стили, используя соответствующее значение $var.

@each $animal in platypus, lion, sheep, dove {

.#{$animal}-icon {

background-image: url("/images/#{$animal}.png")

}

}

Результат компиляции в CSS:

.platypus-icon {

background-image: url("/images/platypus.png");

}

.lion-icon {

background-image: url("/images/lion.png");

}

.sheep-icon {

background-image: url("/images/sheep.png");

}

.dove-icon {

background-image: url("/images/dove.png");

}

Директива @while

Директива @while принимает выражение SassScript и циклично выводит вложенные в неё стили, пока выражение вычисляется как true. Она может быть использована для создания более сложных циклов, чем таких, для которых подходит @for, хотя она бывает необходима довольно редко. Например:

$index: 5;

@while $index > 0 {

.element-#{$index} { width: 10px * $index; }

$index: $index - 1;

}

Результат компиляции:

.element-5 { width: 50px; }

.element-4 { width: 40px; }

.element-3 { width: 30px; }

.element-2 { width: 20px; }

.element-1 { width: 10px; }

Функции в Sass/SCSS

Используя Sass/SCSS можно использовать функции так же, как и в других языках.

Создадим функцию three-hundred-px(), возвращающую 300px.

@function three-hundred-px() {

@return 300px;

}


.name {

width: three-hundred-px();

border: 1px solid gray;

display: block;

position: absolute;

}

После применения класса .name ширина элемента будет равна 300 пикселям.

<div class = "name">Hello.</div>

Результат в браузере:

Функции в Sass могут возвращать любое корректное значение CSS и могут быть назначены любому свойству. Они даже могут быть рассчитаны на основе переданного аргумента.

@function double($width) {

@return $width * 2;

}

Тригонометрия

Тригонометрические функции sin() и cos() часто встречаются в виде встроенных классов во многих языках, таких как JavaScript, например.

Их работу стоит изучать, если нужно сократить время, затрачиваемое на разработку анимаций пользовательского интерфейса, например для создания троббера . Мы, кстати, уже говорили  об этом в одной из статей. Но в данном случае это будет код, а не gif-картинка, вставленная в HTML-документ.

Ниже рассмотрим пару примеров для создания интересных анимационных эффектов с помощью функции sin(), в которых количество кода сведено к минимуму. Далее можете масштабировать эти знания на создание интерактивных элементов пользовательского интерфейса (движение по кругу, волнистая анимация).

Преимущество использования тригонометрии в сочетании с CSS выражается в отсутствии дополнительных HTTP-запросов, как это происходит с gif-изображениями.

Можно писать тригонометрические функции на Sass. Об этом читайте далее.

Написание собственных функций

В тригонометрии многие операции основаны на функциях. Каждая функция строится на основе другой. Например, функция rad() требует использования PI(). Функции cos() и sin() требуют использование rad().

@function PI() { @return 3.14159265359; }

Написание функций на Sass/SCSS очень похоже на написание функций в других языках.

Использование функции pow():

@function pow ($number, $exp) {

$value: 1;

@if $exp > 0 {

@for $i from 1 through $exp {

$value: $value * $number;

}

}

@else if $exp < 0 {

@for $i from 1 through -$exp {

$value: $value / $number;

}

}

@return $value;

}

Использование функции rad():

@function rad ($angle) {

$unit: unit ($angle);

$unitless: $angle / ($angle *0 + 1);

//Если значение angle (угла) указано в градусах ('deg'), нужно конвертировать его в радианы.

@if $unit == deg {

$unitless: $unitless / 180 * PI();

}

@return $unitless;

}

Для вычисления тангенса функцией tan() нужно применить функции sin() и cos().

Пример:

@function tan($angle) {

@return sin($angle) / cos($angle);

}

Заключение

Как видите, CSS уже достаточно эволюционировал, чтобы порой заменять JavaScript. Это упрощает работу и экономит время. Кстати, загляните  в одну из наших статей, в которой описаны возможности современного CSS.

Но если написание математических функций самостоятельно (да ещё и на CSS) не вдохновляет вас на работу, а старый добрый JavaScript ближе и привычнее вашему сердцу и глазу, то можете просто использовать библиотеку Anime.js, принцип работы которой подробно описан в четырёх статьях: часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 .

Перевод статьи «The Complete Guide To SCSS/SASS»

C SS

HTML


Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.64
Яндекс индекс цитирования