Недавно я нашел в чулане диапроектор и коробку с диафильмами, которые много лет назад засунул на самую дальнюю полку. Увидев эти коробки, я тут же вспомнил, как в детстве с друзьями мы любили смотреть диафильмы, и удовольствие было не меньше, чем от просмотра мультфильмов по телевизору. Я сообщил сыну, что сегодня мы дома устроим настоящий кинотеатр. И стал готовиться к показу.
Но к моему разочарованию, все диафильмы, кроме двух, настолько поблекли, что разглядеть что-либо было очень сложно. Нормальную контрастность и цветность сохранили только два диафильма - "Ёлка в Сокольниках" (про Ленина) и "Хрюн на ёлке". Фотопленка на этих диафильмах была с зеленым оттенком (а не с коричневым, как на остальных). Видимо, состав эмульсии или реактивов на "зеленой" пленке оказался более устойчивым к воздействию времени.
В коробке с диафильмами лежал еще один артефакт - самодельный диафильм про ковбоев, нарисованный синей ручкой на прозрачном целлофане. Я нарисовал его в школе, где-то во втором-третьем классе. И глядя на него, мне пришла в голову мысль - а почему бы не сделать самодельный диафильм, но с использованием современных технологий? Сейчас у каждого дома есть компьютер, а бытовой лазерный принтер способен выдавать разрешение 1200 dpi. Этого вполне достаточно, чтобы разместить на кадре размером 22x17 мм картинку размером 1050x800 точек! А фотопленку может успешно заменить пленка для черно-белых лазерных принтеров, которая продается в компьютерных магазинах.
Да, диафильм будет черно-белый, но разве это недостаток, если процесс создания - это чистое творчество, близкое к киноискусству и мультипликации? И после недели размышлений "получится - не получится", я решился на эксперимент.
Отрисовка
Вначале я выяснил стандартные размеры кадра, измерив их на первом попавшемся диафильме.
Так как лист прозрачной пленки имеет размер А4 (210×297 мм), то выходит, что по высоте на листе поместится 14 кадров и останутся небольшие поля про запас. Я решил для первого раза не делать длинный диафильм в стандартные 50 кадров, чтобы не тратить время на выяснение, как лучше склеивать пленку. (Где-то нашел совет клеить ацетоном, пока не пробовал). В общем, на все про всё у меня было 14 кадров.
Прикинув в голове сюжет, и нарисовав примерную раскадровку с подписями, я за три вечера нарисовал весь диафильм. Рисовал в программе Inkscape 0.47, так как изначально решил, что диафильм будет "открытый", чтобы каждый мог его скопировать и делать с ним что заблагорассудится. Соответсвенно, векторный формат должен быть тоже открытым - а это на сегодняшный день формат SVG, который является "родным" форматом для программы Inkscape.
Печать
После того, как диафильм был нарисован, я начал пытаться его напечатать в максимальном качестве. Все эксперименты делал на обычной белой бумаге. Печать проводил на принтере HP Laser Jet 1020.
Тут же выяснилось, что подсистема печати в Inkscape никуда не годится. Некоторые линии почему-то печатались с явным размытием, мелкие детали не пропечатывались, все выглядело даже без увеличения просто ужасно.
Тогда я попытался распечатать растровую картинку. В Inkscape сохранил диафильм в виде PNG файла с разрешением 1200 dpi (получилась картинка размером 1654x12567 пикселей), и попытался напечатать её. Результат тоже был неудовлетворительный, так как принтер пытается передавать оттенки серого с помощью сетки точек, регулируя размер точек. Это называется линиатурой. Шаг этой сетки на моем принтере - около четверти миллиметра. То есть, принтер дает разрешение линиатуры 90-100 lpi. Таким образом, все тонкие линии, которые были на границе всех объектов просто исчезли. Это произошло потому, что в конечном итоге принтер пытается передать оттенки серого с разрешением 90-100 lpi, для чего апроксимирует оттенок серого на квадрате 0,25x0,25 мм, в который попадает область примерно в 12x12 точек растра. Учитывая, что толщина черных контурных линий была около трех точек, становится понятно, почему контуры небыло видно.
Стало ясно, что необходимо напечатать картинку так, чтобы контурные линии передавались в принтер в виде векторов, ну а оттенки серого пусть печатаются грубой линеатурой. Эта линеатура даст на конечной картинке текстуру из точек, что меня вполне устраивает.
Я решил переконвертировать картинку в PostScript формат, и напрямую загнать его на принтер. Но выяснилось, что в бытовых принтерах Hewlett Packard не поддерживается PostScript, вместо него используется собственный формат PCL.
Тогда я решил переконвертировать диафильм в формат PDF, в надежде, что программа просмотра/печати PDF будет однозначно отправлять на принтер векторные данные. И оказался прав! Правда, контурные линии были раза в два-три толще, чем требуется (хотя в просмотрщике PDF отображались тонкими). Заодно, при конвертации некоторые элементы исчезли, некоторые элементы некрасиво сдвинулись, потерялась градиентная заливка. Но главное, что верный путь был нащупан. Я попробовал печать в разных просмотрщиках PDF - от Acrobat Reader до Evince, печатал в разных операционных системах - и в Windows, и в Linux. Более правильную картинку дал Acrobat Reader под Windows.
Таким образом, если программа просмотра PDF давала приемлемую картинку на печать, то мне нужно было найти такую программу для векторного рисования, подсистема печати которой так же отправляет на принтер векторые данные, но с правильным учетом толщины линии.
Не буду утомлять читателя подробностями поиска такой программы. Скажу сразу, что ей оказалась многими заслуженно любимая программа Xara Xtreme Pro 5. Именно она способна напечатать достаточно тонкие контурные линии, находящиеся на границах областей, залитых серым цветом. Полностью рабочую пробную версию (30 дней) можно совершенно легально взять на офицальном сайте: http://downloads.xara.com/downloads/software/xaraxtremepro5dl.exe.
С помощью программы UniConvertor я переконвертировал формат SVG в AI, который понимает XARA. Подчистил огрехи, которые возникли в результате конвертирования. После чего из XARA напечатал пробу на обычной бумаге, и понял что результат тот, который я и ожидал. Во всяком случае, большего из моего принтера выжать было нельзя.
Далее я засунул в принтер лист прозрачной плёнки Lomond 100 mcm (плёнка для чёрно-белых лазерных принтеров прозрачная односторонняя), и напечатал диафильм. Картинка на плёнке кажется более бледной, чем на белой бумаге, так и должно быть. Затем ножницами вырезал полосу с диафильмом.
Увеличить
Наверно, резать надо было резаком под металлическую линейку, чтоб края были поровнее, но, впринципе, ровность края некритична.
Просмотр
Для просмотра диафильмов я использую фильмоскоп "Экран", изготовленный ленинградским производственным объединением "Луч". Фильмоскоп изготовлен в 1977 году, партия 35000 штук. Лампа родная.
Увеличить
Проецирование происходит на дверь, покрашенную белой масляной краской. По-хорошему, конечно нужно использовать глаженную белую простынь или специальный экран. Фильмоскоп установлен на расстоянии чуть больше двух метров от импровизированного экрана.
Картинка меня даже порадовала. Я ожидал, что будет хуже. Разрешения 1200 dpi вполне достаточно, чтобы отрисовывать картинку на такой маленькой площади, которую имеет кадр диафильма. Лесенки и пикселизации линий на увеличенном диапроектором изображении практически не видно.
Увеличить
В общем, затея получилась, и можно констатировать, что с помощью компьютера и бытового принтера любой человек может легко сделать диафильм в домашних условиях. А если где-нибудь у знакомых (например, в конструкторских бюро) есть цветной лазерный принтер, то можно напечатать и цветной диафильм.
Зачем это нужно
У многих, наверное, возникнет вопрос - зачем вообще нужно заморачиваться с пленкой и фильмоскопом, когда нет недостатка в мультиках, а показывать самодельные диафильмы можно и на плазменном телевизоре?
Отвечаю. Показ диафильмов через фильмоскоп - очень важный этап в понимании окружающего мира ребенком. Ребенок должен знать, что создать изображение на стене можно с помощью лампочки, линзы и пленки. И все эти предметы ребенок должен иметь возможность увидеть и пощупать. Если вы доверите ребенку самостоятельно зарядить фильмоскоп, навести резкозть и крутить ручку перемотки - можно гарантировать, что в будующем он будет прекрасно разбираться в оптике и фотографии, и знать, что на самом деле всё просто. И когда в школьных учебниках он будет видеть описания опытов со светом, он будет представлять себе такие опыты более предметно, чем дети, ни разу не видившие диафильмов.
Фильмоскоп может дать понимание, что окружающие предметы, сделанные людьми, в своей основе имеют простые принципы работы, и познаваемы человеком. А "как показывает" плазменный телевизор ребенок никогда не поймет, потому что не понимает главного - откуда берется изображение. То, что оно хранится на жестком диске компьютера в виде байтов, и видеоданные по проводу перебегают в телевизор, который их показывает - ни о чем не говорит, так как слишком сложно понять - что такое "видеоданные"? Как они хранятся? Эти принципы работы лежат за гранью детского понимания. А как только сложность слишком высока, ребенок перестает интересоваться предметом. И начинает использовать предмет, не думая о его устройстве - то есть, потреблять.
Как бы пафосно это не звучало, фильмоскоп способствует развитию человека-творца. У плазменного же телевизора больше шансов поспособствовать развитию человека-потребителя.
Диафильм
Диафильм "Мышка и сыр". Сюжет построен по канонам дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны, мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны - она храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо. Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит равнодушным ни одного эстетствующего критика.
Скачать
Диафильм в виде SVG файла
Диафильм в виде XAR файла
Диафильм в виде одной PNG картинки, 1200 dpi
Диафильм в виде набора PNG-картинок для просмотра на мониторе
Все файлы диафильма опубликованы под лицензией Creative Commons BY-ND.