MyTetra Share
Делитесь знаниями!
Путь героини по Морин Мердок
Время создания: 11.12.2016 20:54
Раздел: Обучалки - Начинающим сценаристам
Запись: deadelf79/mytetra/raw/master/data/base/148147887291ovs0v4r1/text.html на github.com

Мы уже обсудили Путь Героя  — структуру, которая лежит в основе практически любой киноистории с приключениями главного героя. Цель героя — наряду с добычей некоего зримого или осознаваемого трофея — всегда развитие и трансформация. Это же касается и историй, в который главной является героиня. Большая часть киноисторий пытается поместить женщину-героя в рамки «мужской» истории, однако это неверно. Хотя пути героя и героини в корне одинаковы — трансформация и обретение целостности — пути к ним все же отличаются.

Книгу Морин Мердок «Путь героини» в киносообществе называют обязательным к прочтению пособием для сценаристов. Автор книги, исследуя женские образы в произведениях, начиная с древних мифов, сделала вывод о том, какие стадии развития должна пройти современная героиня. Морин отмечает, что потребности и желания женщин, по сути, отличны от потребностей и желаний мужчин. В своей книге автор перечеркивает традиционно «андроцентрическую» структуру мифа с героем-мужчиной, разработанную Джозефом Кэмпбеллом, и создает мифическую структуру для героинь, обращенную к потребностям, проблемам и желаниям современных женщин в современном мире.

Путь Героини

Стадия 1: Дистанцирование от женских обязанностей

Путешествие современной героини начинается с отрицания традиционных женских ценностей. Женские стереотипы, слабости, зависимость, чувствительность и эмоциональность воспринимаются как ретроградные и унизительные.

Стадия 2: Отождествление с мужскими функциями

Дистанцировавшись от архетипа женщины, героиня должна найти нового наставника, который руководил бы ею в профессиональном мире, подчиненном мужчинам. Новый наставник — функция, традиционно выполняемая архетипом мудреца.

Стадия 3: Путь испытаний

Пройдя инициацию в мир приключений, героиня вступает на путь испытаний, подобно герою-мужчине. На данной стадии героиня должна встретить и интегрировать свой анимус — архетипические мужские сильные стороны, такие как решительность, рациональный интеллект, отвага и стойкость. Усвоив данные сильные стороны, как часть своего характера, героиня преодолевает женские слабости. Мердок схематически изображает женские слабости как следующие «фальшивые мифы», исторически приписываемые женщинам: миф о зависимости, миф о неполноценности женщин и миф о романтической любви. Задача разоблачения данных мифов иллюстрируется героическим уничтожением различных архетипов монстров.

Миф о романтической любви — тот самый миф, который присутствует в сказках и рассказах о принцессах. Данный миф рассказывает впечатлительным девочкам о том, что однажды явится прекрасный принц и разбудит их поцелуем. Он посадит их на своего белого коня и увезет с собой, решив все проблемы и заботясь о них всю последующую жизнь. Рыцарь в сияющих доспехах — не монстр, а иллюзия. Для героини иллюзия о том, что существует мужчина, который решит все ее проблемы, более опасна, чем самый ужасный монстр. Поверив в подобную иллюзию, героиня возвращается к началу своего путешествия. Она перестает быть современной героиней и становится традиционной девушкой, оказавшейся в бедственном положении.

Стадия 4: Иллюзорный успех

В кульминационный момент своего путешествия героиня может почувствовать, что она одержала победу в своем сражении. Однако это ложное впечатление, недостаточная проницательность, которую Мердок называет «мистической верой в супер-женщину». Героиня находится в плену «ложной уверенности в своем героизме», полагая, что она может одновременно быть победительницей мужского мира и королевой мира женского. Мистическая вера в суперженщину — ошибочная уверенность в том, что один человек может одновременно достичь вершин в двух областях: быть замечательным профессионалом в своем деле и замечательной мамой дома. Однако подобная вера является иллюзией, иллюзией возможности подобного равновесия, отрицанием того факта, что героиня лишь человек, а не существо, обладающее сверхчеловеческими возможностями. В конечном итоге она должна понять, что необходимо чем-то  жертвовать.

Стадия 5: Сильные женщины могут сказать «нет»

Когда героиня понимает, что находится во власти мистической веры в суперженщину, он должна ограничить свои собственные амбиции, сказав «нет» некоторым претендентам на ее время и внимание. На данной стадии героиня встречается с архетипом «короля» — воплощением мужской требовательности, которая разрывает ее надвое. Она должна противостоять своему начальнику, мужу, возлюбленному и сказать «нет».

Стадия 6: Посвящение и спуск к богине

В определенный момент своего путешествия героиня снова встречается с архетипом богини, от которого она дистанцировалась на первой стадии.

Стадия 7: Настойчивое желание воссоединиться с женским началом

Встреча с богиней пробуждает в героине осознание того, что она утратила важнейшую часть своей женской личности, полностью посвятив себя достижению успеха в мужском мире. «Настойчивое желание воссоединиться с женским началом» символизируется потребностью встречи и повторной интеграции с архетипом анимы. Интеграция анимы в героине означает воссоединение с женским телом, женскими чувствами, женской страстью и эмоциями. Для многих героинь это повторное пробуждение любви, секса и страсти в их персонажах.

Стадия 8: Исцеление раскола между матерью и дочерью

В модели Мердок окончательное воссоединение героини с матерью-богиней происходит с помощью посредника — символического олицетворения наследственной женской мудрости и искусства исцеления, воплощенных в архетипе «бабушки-паучихи». Бабушка — добрый персонаж, это женщина, понимающая потребности, как матери, так и дочери и, следовательно, самый лучший целитель раскола между ними.

Стадия 9: Поиск внутреннего мужчины с большим сердцем

Функция любовного интереса героини, как правило, параллельна функции анимы в путешествии героя-мужчины.

Стадия 10: За пределами двойственности

Интеграция архетипа противоположного пола равноценна священному браку, результатом которого является «рождение божественного ребенка». Будучи воплощением как женских, так и мужских черт характера, полностью развившаяся героиня является «хозяином двух миров». Согласно Юнгу, мифологическим архетипом, олицетворяющим психологическую двуполость, является гермафродит — распространенная в мифах и снах фигура. Архетип гермафродита воплощает собой ощущение личной завершенности, которое распространяется «за пределы двойственности», так как он/она является одним персонажем, не двойственностью, а единичностью, единым целым. Для Мердок принципиальным символом на последней стадии является круг. В качестве «жизненной перспективы» круг всеобъемлющ. Он является воплощением вечного жизненного цикла, концентрической сферой человеческих взаимоотношений и возрождением, совершающимся в утробе. Современная героиня интегрирует свои архетипы с целью достижения психологического равновесия в жизни.

Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.65
Яндекс индекс цитирования