Регистрация и защита товарных знаков – это достаточное объемная тема, содержащая в себе массу нюансов и подводных камней. Не удивительно, что юристы, разбирающиеся в данной области, высоко ценятся и рассматриваются именно как узкоспециализированные кадры. В то же время отдельные моменты, связанные с товарными знаками, не требуют настолько серьезного подхода и, как мне кажется, должны быть известны всем, кто сталкивается с ними опосредованно. Одной из таких областей является использование товарных знаков в сети Интернет, в том числе и с постановкой вопроса «как не нарушить чужие права?». Само собой, с привязкой к российскому законодательству. Даже странно, что в свое время на «хабре», а нынче на Geektimes не появилось статьи с более-менее конкретным разбором. Вокруг, да около, конечно, ходили, но по существу так и не «проехались».
С чего начать?
Начну я с вводной, дабы основные мои объяснения были прозрачны и ясны. Чем в понимании обычного интернет пользователя являются изображения на бутылке из-под газировки, символ над входом в банк, картинка в шапке корпоративного сайта? Само собой, логотипом. В глобальном плане можно сказать, что логотип – это объект прав сам по себе, ведь он является изображением, созданным творческим трудом, т.е. попадает под защиту в сфере авторских прав. В этом свете, в принципе, уже можно говорить о его защите при незаконном использовании, но законодательство пошло дальше и предложило нам еще и понятие «товарный знак». И так, товарный знак – что это такое? На самом деле, практически то же самое, что и знак обслуживания. Различия между ними минимальны. Просто в первом случае речь идет о обозначении товаров, производимых тем или иным лицом, а во втором – об предоставляемых услугах (далее по тексту я буду пропускать понятие «знак обслуживания», но он подразумевается здесь наравне с товарным знаком). В любом случае ключевое слово здесь — это «обозначение», которое, согласно закону, служит для индивидуализации результатов коммерческой деятельности. Товарные знаки регистрируются по установленной форме и защищаются в течение определенного периода времени. Кроме того, закон устанавливает разделение ТЗ по международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Фактически, это означает деление знаков на категории: в рамках одного класса отдельно взятый знак защищается (по нему он, собственно, и записан), по другому нет. К примеру, если я регистрирую некий бренд «Верблюдторг» только в области производства шкур животных (класс 18), то другой человек спокойно может зарегистрировать аналогичный товарный знак в области игрушек (класс 28). Само собой, ни я, ни мой условный конкурент не сможем предъявлять друг другу претензии до момента смена области действия. То есть, пока я не начну использовать свой знак для производства игрушек, а он, соответственно, шкур верблюдов. Из всей этой ситуации есть одно исключение (а как же без них?) – общеизвестные товарные знаки. Они мало того, что не имеют ограничений по сроку охраны, так еще и распространяются на все классы вне зависимости от того, какой области деятельности он касался изначально. Именно поэтому владельцы бренда «Ford», не особо утруждаясь, могут подать в суд (и, главное, выиграть его) могут подать на любого, кто использует в своем наименовании слово «Ford» вне зависимости от области деятельности того. К счастью, таких знаков немного и все они собраны в специальном реестре на сайте ФИПС. Там же, кстати говоря, можно найти и второй реестр – обычных товарных знаков.
Ну и, наконец, надо также добавить, что товарные знаки могут быть зарегистрированы в двух формах: текстовое наименование и графическое. В первом случае речь идет о простом названии и защищается оно именно как сочетание букв. Во втором же владелец предоставляет пресловутый логотип, то есть изображение. Само собой, что в этом случае конкуренты не могут использовать такую же картинку для своего товарного знака – даже если они работают в другой области.
А что, собственно, будет?
И так, с матчастью мы почти разобрались. Теперь давайте посмотрим какие инструменты находятся в руках обладателя на товарный знак. В первую очередь – это всеми любимая четвертая часть ГК РФ, а точнее статьи 1484 и 1515. Первая устанавливает исключительное право на ТЗ, где в п.2 говорится о праве на размещение товарного знака в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Вторая же говорит об ответственности за незаконное использование товарного знака. Тут давайте остановимся подробнее.
Пункт 3 гласит: «Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок». Учитывая, что у многих сайтов формат монетизации основан на каких-то дополнительных сервисах, то можно сказать, что они фактически оказывают пользователям услуги и вполне попадают под указанный пункт. Про компании, связанные с непосредственным указанием услуг (дизайнерские студии, пиарщики и прочее, прочее, прочее), имеющие свои web-представительства, и говорить не стоит. Каким образом наступает обязанность удалить? По сути, после личного обращения законного правообладателя (представившего доказательства на право владение ТЗ), судебного предписания и в некоторых случаях даже по требованию госорганов. Впрочем, удалить – это ерунда и было бы странно, если законодатель не предусмотрел бы еще какую-то ответственность для нарушителя.
А вот, собственно, и она: в соответствии с пунктом 4 той же статьи правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Тут уже серьезнее. Одно дело – убрать логотип, а совсем другое – расстаться с крупной суммой денег. Здесь важно понимать следующее: право требовать компенсации в данном случае не привязано к другим пунктам статьи, то есть речь идет не только о коммерческой деятельности, но и нарушениях прав на товарный знак в принципе. Не забывайте и о содержании ранее указанной статьи 1484: у владельца ТЗ есть исключительное, то есть, грубо говоря, принадлежащее только ему, право использовать знак в Интернете, причем как названии сайта (домене), так и в его содержании. В первом случае, впрочем, есть две оговорки: во-первых, сайт, доменное имя которого зарегистрировано раньше, чем был зарегистрирован сам ТЗ, нарушителем в данном случае быть не может, а, во-вторых, никто не запрещает вам иметь свой товарный знак в другой области и использовать его в своем домене. Тут, впрочем, надо уточнить, что данные оговорки не распространяются на общеизвестные ТЗ, а при споре за доменное имя с обладателями обычных знаков большую роль играет его уникальность (данный вопрос, кстати говоря, достаточно сложен и может являться темой для отдельной статьи). Кроме того, вспомнив ранее озвученную матчасть, не будем сбрасывать со счетов тот факт, что ТЗ может быть представлен не только в виде изображения, но и просто в качестве наименования (в буквенном формате). Формально это означает, что незаконным должно было бы быть даже написание в этой статье слова «Coca-Cola»… должно, но, к счастью, не будет. Тут нам на помощь приходит постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 года №10852/09, где говорится о том, что словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака (дабы не возникало вопросов что подразумевается под «упоминанием», сразу скажу, что в указанном постановлении дело касалось как раз таки сети Интернет). Таким образом, нарушить чьи-то права, написав название бренда на своей страничке, мы попросту не можем — даже если этот ТЗ зарегистрирован в текстовой форме.
Надо, впрочем, сказать, что решение решением, а свою правоту, если припрет доказывать все равно придется. История знает попытки притянуть за нарушение и упоминания брендов. Конкретные примеры приводить не хочу, но, думаю, желающие поискать удивятся случаям запугать владельцев сайтов для размещения отзывов о работе компаний и качестве товаров с целью стереть негативные оценки пользователей. Самое обидное во всем этом – это то, что всегда остается шанс (пускай и с правом исправить ситуацию в вышестоящем суде) на то, что судья попросту откажется трактовать постановление ВАС в нужном ключе.
Подытоживаем
Ну а теперь в порядке заключения. Какие выводы мы можем сделать из выше описанного? А то, что за свои действия отвечают владельцы всех сайтов, даже если речь идет о сообществе любителей кошек, причем нарушением может считаться как использование логотипа (гарантированное нарушение), так и доменного имени (есть куча нюансов), но при этом «отругать» за использование текстового названия практически невозможно. Это в том числе полезно для тех сайтов, которые хотят указать у себя список клиентов или каким-либо иным способом обозначить свою причастность к брендам. Закон это делать не запрещает даже для прямых конкурентов, хотя перегибать палку все же не стоит, ведь, к примеру, сравнение своей продукции с продукцией конкретного конкурента нарушает уже другие законы – «Об антимонопольной деятельности» и «О рекламе».
Ну а для тех, кому лень читать внимательно, даю краткую выжимку статьи:
В отношении чужого товарного знака в Интернете нельзя:
— Без разрешения размещать логотип
— Использовать в доменном имени название общеизвестного ТЗ
В отношении чужого товарного знака в Интернете можно:
— Упоминать ТЗ любым образом (если это не нарушает другие законы)
— Использовать в доменном имени, если ТЗ появился позже первичной регистрации адреса сайта, либо если у вас есть свой ТЗ по другому классу