|
|||||||
Используем быстрое возведение матриц в степень для написания очень быстрого интерпретатора простого языка программирования
Время создания: 26.03.2013 11:31
Автор: SkidanovAlex
Текстовые метки: матрицы
Раздел: Точные науки - Математика
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/13642830764x1x44h81b/text.html на raw.github.com
|
|||||||
|
|||||||
Используем быстрое возведение матриц в степень для написания очень быстрого интерпретатора простого языка программирования Недавно на хабре появилась неплохая статья про вычисление N-ного числа фибоначи за O(log N) арифметических операций. Разумный вопрос, всплывший в комментариях, был: «зачем это может пригодиться на практике». Само по себе вычисление N-ого числа фибоначи может и не очень интересно, однако подход с матрицами, использованный в статье, на практике может применяться для гораздо более широкого круга задач. В ходе этой статьи мы разберем как написать интерпретатор, который может выполнять простые операции (присвоение, сложение, вычитание и урезанное умножение) над ограниченным количеством переменных с вложенными циклами с произвольным количеством итераций за доли секунды (конечно, если промежуточные значения при вычислениях будут оставаться в разумных пределах). Например, вот такой код, поданный на вход интерпретатору: loop 1000000000 loop 1000000000 loop 1000000000 a += 1 b += a end end end end Незамедлительно выведет a = 1000000000000000000000000000 b = 500000000000000000000000000500000000000000000000000000 несмотря на то, что если бы программа выполнялась наивно, интерпретатору необходимо было бы выполнить октиллион операций. Я полагаю, что у читателя есть представление о том, что такое матрица, и что такое произведение матриц. В рамках этой статьи мы будем использовать исключетельно квадратные матрицы и полагаться на очень важное свойство умножения квадратных матриц — ассоциативность. Для простоты ограничим наш интерпретатор четырьмя переменными — A, B, C и D. Для представления состояния интерпретатора в заданный момент будем использовать вектор размера пять, первые четыре элемента которого будут содержать значения четырех переменных соответственно, а последний будет на протяжении всей работы интерпретатора равен единице. (A, B, C, D, 1) В начале работы интерпретатора будем полагать значения всех переменных равными нулю. (0, 0, 0, 0, 1) Допустим, что первая операция в коде программы содержит строку A += 5 Эффект этой команды заключается в том, что значение переменной A увеличится на пять, в то время как значения остальных трех переменных не изменятся. Это можно претставить в виде следующей матрицы: 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 5 0 0 0 1 Если посмотреть на нее, можно заметить, что она почти идентична единичной матрице (которая, как известно, при умножении любого вектора на нее не меняет его значения), за исключением последнего элемента в первом столбце, который равен пяти. Если вспомнить, как происходит умножение вектора на матрицу, можно понять, что значения всех элементов, кроме первого, не изменятся, в то время как значение первого элемента станет равно v[0] * 1 + v[4] * 5 Так как v[0] содержит текущее значение в переменной A, а v[4] всегда равен единице, то v[0] * 1 + v[4] * 5 = A + 5 Если вектор текущего состояния умножить на эту матрицу, полученный вектор будет соответствовать состоянию, в котором A на пять больше, что и требовалось. Если матрицу поменять немного, убрав единицу в первом элементе первой строки: 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 5 0 0 0 1 Как и прежде, значения всех элементов кроме первого не изменятся, в то время как первый элемент станет равным v[4] * 5, или просто пяти. Умножение вектора текущего состояния на такую матрицу эквивалентно выполнению команды A = 5 Посмотрим на такую матрицу: 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 Единственное отличие ее от единичной матрицы — это второй элемент в четвертой строке, который равен единице. Очевидно, что умножение вектора текущего состояния на эту матрицу не изменит значения в первом и последних трех элементах, в то время как значение второго элемента изменится на v[1] * 1 + v[3] * 1 Так как v[1] содержит текущее значение переменной B, а v[3] содержит текущее значение переменной D, то умножение вектора состояния на такую матрицу эквивалентно выполнению команды B += D Аналогично рассуждая можно понять, что умножение вектора состояния на следующую матрицу эквивалентно выполнению команды C *= 7 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 7 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 Перейдем к комбинированию команд. Пусть вектор v задает текущее состояние, матрица Ma соответствует команде A += 5, а матрица Mm соответствует команде A *= 7. Тогда, чтобы получить вектор r для состояния после выполнения этих двух команд, надо сначала умножить v на Ma, а затем на Mm: r = v * Ma * Mm Как и ожидается, умножение вектора начального состояния на эти две матрицы приводит в состояние, в котором a=35: 1 0 0 0 0 7 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 5 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 5 0 0 0 1 35 0 0 0 1 Рассмотрим другой пример — пусть вместо умножения на семь, мы просто хотим прибавить пять к A семь раз. r = v * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma Тут на помощь приходит ассоциативное свойство умножения матриц: r = v * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma = v * (Ma * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma * Ma) = v * Ma ^ 7 Это пример простого цикла — вместо того, чтобы умножать v на Ma семь раз, достаточно возвести матрицу Ma в седьмую степень, после чего выполнить только одно умножение. Если бы мы хотели выполнить следующие две операции в цикле три раза: A += 5 B -= C (Пусть операция B -= C представляется матрицей Mbc), это бы выглядело следующим образом: r = v * Ma * Mbc * Ma * Mbc * Ma * Mbc = v * ((Ma * Mbc) * (Ma * Mbc) * (Ma * Mbc)) = v * (Ma * Mbc) ^ 3 Мы вычисляем матрицу, соответствующую телу цикла, только один раз, после чего возводим ее в степень. Рассмотренных примеров достаточно, чтобы начать работать над интерпретатором простого языка, поддерживающего присваивание, сложение, вычитание, умножение (только на константу) и циклы. Для этого мы научимся представлять любую такую программу в виде матрицы размера N+1 на N+1, где N — это количество переменных, которыми программа оперирует, после чего будем просто умножать вектор с начальным состоянием на эту матрицу. Правила представления программы в виде матрицы очень просты:
Если у нас есть функция identity, возвращающая единичную матрицу: def identity(): return [[1 if i == j else 0 for j in range(REGS + 1)] for i in range(REGS + 1)] То фукнция, строящая матрицу для команды r1 += r2 (где r1 и r2 — переменные) может выглядеть так: def addreg(r1, r2): ret = identity() ret[r2][r1] = 1 return ret А для команды r += val (r — переменная, val — константа) вот так: def addval(r, val): ret = identity() ret[REGS][r] = val return ret Функции для построения матриц других команд выглядят похоже — получается единичная матрица, в которой заменяется один элемент. Интерпретатор без циклов теперь пишется очень просто — пусть матрица mat соответствует уже прочитанному коду. В начале она равна единичной матрице, потому что пустая программа не меняет состояния. Затем мы считываем команды по одной, разбиваем их на три элемента (левый операнд, оператор, правый операнд), и в зависимости от оператора домножаем матрицу, соответствующую всей программе, на матрицу, соответствующую текущей команде: def doit(): mat = identity() while True: line = sys.stdin.readline().lower() tokens = line.split() if tokens[0] == 'loop': # тут будет код для циклов elif tokens[0] == 'end': return mat else: r1 = reg_names.index(tokens[0]) try: r2 = reg_names.index(tokens[2]) except: r2 = -1 if tokens[1] == '+=': if r2 == -1: cur = addval(r1, long(tokens[2])) else: cur = addreg(r1, r2) elif tokens[1] == '-=': .... mat = matmul(mat, cur) Осталось дело за малым — добавить поддержку циклов. Цикл возводит матрицу тела цикла в степень количества итераций цикла. Возведение в степень, как известно, требует только O(log N) операций, где N — это степень, в которую матрица возводится. Алгоритм возведения в степень очень прост:
Так как каждые две итерации степень сокращается в двое, сложность такого алгоритма логарифмическая. def matpow(m, p): if p == 0: return identity() elif p % 2 == 0: tmp = matpow(m, p / 2) return matmul(tmp, tmp) else: return matmul(m, matpow(m, p - 1)) В интерпретаторе теперь осталось добавить одну строку: ... if tokens[0] == 'loop': cur = matpow(doit(), long(tokens[1])) ... И интерпретатор готов. Пример интерпретатора доступен на гитхабе. Весь код занимает меньше 100 строк. Для теста скорости можно вернуться к уже упомянутым числам фибоначи. Например, такой код: A = 1 B = 1 loop 100 C = A C += B A = B B = C end end Вычислит 101-ое и 102-ое числа фибоначи: A = 573147844013817084101, B = 927372692193078999176 Замена 100 на 1000000 вычислит миллион первое и миллион второе числа за четыре секунды. Выполнение такой программы в лоб заняло бы гораздо больше, потому что программе приходится оперировать многотысячезначными числами. Если написать код, которому не приходится оперировать большими числами, например код для вычисления суммы арифметической прогрессии, приведенный в начале статьи, то количество итераций может уходить за рамки разумного, но код будет выполняться за доли секунды loop 1000000000000000000000000000000000000000000000 loop 1000000000000000000000000000000000000000000000 loop 1000000000000000000000000000000000000000000000 a += 1 b += a end end end end На практике этот подход может применяться, например, в оптимизирующих компиляторах, которые могут таким образом сворачивать циклы с большим количеством итераций, оперирующие на небольшом количестве переменных. |
|||||||
Так же в этом разделе:
|
|||||||
|
|||||||
|