MyTetra Share
Делитесь знаниями!
Минимальный транслятор, основанный на LLVM
Время создания: 13.05.2021 11:48
Раздел: Компьютер - Программирование - Теория программирования - Теория компиляции
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/1620895681f5bpy36b1j/text.html на raw.github.com

В данной статье описан пример минимального компилятора, бекенд которого основан на LLVM. Транслятор умеет превращать исходный код с функциями и выражениями в промежуточный код на языке LLVM-IR, который затем можно скомпилировать вручную.

Пример к статье доступен на github


Нововведения

Данный транслятор был получен путём доработки интерпретатора из примера lemon-8 с использованием LLVM для генерации кода. Была реализована только часть языка:

  • функции и определение функции main
  • выражения

На данный момент не работают:

  • кодогенерация для типов Boolean, String
  • кодогенерация для циклов и ветвлений

Пример компилируемого кода:

function main()

x = 2 + 34 / 2

print x - 4 * 0.5

end


Транслятор пока ещё не умеет компилировать файлы в объектные и выдаёт LLVM-IR код, который мы прокомментировали для вашего удобства. Вы легко заметите, что никаких вычислений в коде нет, потому что LLVM обнаружил константы и произвёл вычисления заранее:

; комментарии начинаются с ';'

; ModuleID = 'main module'

; source_filename - атрибут для отладочных целей

source_filename = "main module"


; @str - глобальная строковая константа, содержит строку "%lf\n"

@str = internal constant [5 x i8] c"%lf\0A\00"


; @printf - внешняя функция, реализация находится в стандартной библиотеке

; языка C и есть в каждой операционной системе

declare i32 @printf(i8*, ...)


; @main - точка входа программы по соглашениям LLVM-IR

define i32 @main() {

; entry - метка, открывающая первый блок инструкций функции

entry:

; инструкция call вызывает функцию printf

%0 = call i32 (i8*, ...) @printf(i8* getelementptr inbounds ([5 x i8], [5 x i8]* @str, i32 0, i32 0), double 0x4030FFFFFF800000)

ret i32 0

}


Также изменилась грамматика:

  • теперь инструкции должны находится строго внутри функций
  • точкой входа служит функция main без аргументов и без return

Транслятор читает входной поток целиком, и затем пишет в выходной поток LLVM-IR код в человекочитаемом виде. Этот код можно скомпилировать в исполняемый файл командой "clang main.ll".

Класс CCompilerDriver

Класс имеет очень простой интерфейс и реализует паттерн “Фасад” (“Facade”), т.е. его основная цель - объединить подсистемы компилятора в простой и удобный интерфейс.

class CCompilerDriver

{

public:

CCompilerDriver(std::ostream &errors);

~CCompilerDriver();


void StartDebugTrace();

bool Compile(std::istream &input, std::ostream &output);


private:

// Используется идиома pointer-to-implementation.

class Impl;

std::unique_ptr<Impl> m_pImpl;

};


Метод CCompilerDriver::Compile работает в два шага: сначала разбирает исходный текст и конструирует AST, а затем обходит AST в глубину и генерирует код. Именно генерация кода представляет наибольший интерес, поэтому рассмотрим её подробнее.

Паттерн “Посетитель” (“Visitor”) для узлов AST

В интерпретаторе был использован паттерн “Интерпретатор”, т.е. каждый узел AST имел метод, который принимал контекст выполнения и выполнял рекурсивное вычисление узла с учётом текущего контекста выполнения:

// Вычисление выражения возвращает результат в виде CValue

class IExpressionAst

{

public:

virtual ~IExpressionAst() = default;

virtual CValue Evaluate(CInterpreterContext& context) const = 0;

};


// Выполнение инструкции результата не возвращает

class IStatementAst

{

public:

virtual ~IStatementAst() = default;

virtual void Execute(CInterpreterContext& context) const = 0;

};


// Вычисление функции требует список аргументов и возвращает результат в виде CValue

class IFunctionAst

{

public:

virtual ~IFunctionAst() = default;

virtual CValue Call(CInterpreterContext& context, std::vector<CValue> const& arguments) const = 0;

virtual unsigned GetNameId() const = 0;

};


Такой паттерн подходит для интерпретатора, где входные данные поступают вместе с исходным кодом программы и могут быть сразу использованы для вычисления. Процессы внутри компилятора выглядят сложнее:

  • сначала должна произойти проверка типов и других семантических правил путём обхода AST
  • затем путём ещё одного обхода AST нужно сгенерировать промежуточный код на языке LLVM-IR
  • уже после генерации промежуточного кода он может быть превращён в машинный (это тема следующих статей) и использован для обработки входных данных

Для множественной обработки AST лучше подходит паттерн “Посетитель”, который позволяет абстрагироваться от узлов AST. Для реализации паттерна достаточно создать у каждого узла дерева метод, например void Accept(IVisitor&), который будет вызывать правильную перегрузку метода IVisitor::Visit, соответствующую типу текущего узла, и рекурсивно вызывать Accept для дочерних узлов:


Генерация кода выражений

Для генерации кода выражений мы реализуем интерфейс IExpressionVisitor

class CExpressionCodeGenerator : protected IExpressionVisitor

{

public:

CExpressionCodeGenerator(llvm::IRBuilder<>& builder, CFrontendContext& context);


// Can throw std::exception.

llvm::Value* Codegen(IExpressionAST& ast);


protected:

void Visit(CBinaryExpressionAST& expr) override;

void Visit(CUnaryExpressionAST& expr) override;

void Visit(CLiteralAST& expr) override;

void Visit(CCallAST& expr) override;

void Visit(CVariableRefAST& expr) override;


private:

// Стек используется для временного хранения

// по мере рекурсивного обхода дерева выражения.

std::vector<llvm::Value*> m_values;

CFrontendContext& m_context;

llvm::IRBuilder<>& m_builder;

};


Для генерации списка инструкций нам потребуется принцип стековых вычислений

Принцип стековых вычислений описан в статье Стековые и регистровые машины

Для стековых вычислений есть нюанс: в нашем распоряжении есть только регистры, в них находятся операнды инструкций и попадают результаты выполнения. В языке LLVM-IR бесконечно много регистров, и для создания нового регистра достаточно просто присвоить его. Так может выглядеть вычисление “28 / 9 + 7 + 5.5” на LLVM-IR:

; Программа вычисляет выражение 28.0 / 9.0 + 7.0 * 5.5 и печатает в консоль результат


; @str - глобальная строковая константа, содержит строку "%lf\n"

@str = internal constant [5 x i8] c"%lf\0A\00"



; @printf - внешняя функция, реализация находится в стандартной библиотеке

; языка C и есть в каждой операционной системе

declare i32 @printf(i8*, ...)


define i32 @main() {

entry:

%0 = fdiv double 28.0, 9.0

%1 = fmul double 7.0, 5.5

%2 = fadd double %0, %1

%3 = getelementptr inbounds [5 x i8], [5 x i8]* @str, i32 0, i32 0

%4 = call i32 (i8*, ...) @printf(i8* %3, double %2)

ret i32 0

}


Нетрудно заметить, что здесь можно применить разложение выражения в линейный список инструкций с помощью стека. При этом в ячейках стека следует хранить не значения, а регистры, потому что на момент компиляции входных данных и соответственно значений ещё нет.

В библиотеках LLVM объекты регистров представляются указателями типа llvm::Value*, а в качестве стека подойдёт обычный std::vector. Класс CExpressionCodeGenerator по мере рекурсивного обхода одного выражения сохраняет регистры с результатами подвыражений в поле std::vector<llvm::Value*> m_values;. В конце обхода (в случае, если кодогенератор написан правильно) на стеке останется ровно один регистр, который и будет хранить в себе значение после выполнения всех инструкций.

Value* CExpressionCodeGenerator::Codegen(IExpressionAST& ast)

{

llvm::Value* pValue = nullptr;

try

{

ast.Accept(*this);

pValue = m_values.at(0);

m_values.clear();

}

catch (std::exception const& ex)

{

m_context.PrintError(ex.what());

}

return pValue;

}


Генерация инструкций выполняется с помощью объекта llvm::IRBuilder<>& m_builder;:

Value* GenerateUnaryExpr(IRBuilder<>& builder, LLVMContext& context, UnaryOperation op, Value* x)

{

(void)context;

switch (op)

{

case UnaryOperation::Plus:

return x;

case UnaryOperation::Minus:

// Генерация инструкции negtmp

return builder.CreateFNeg(x, "negtmp");

}

throw std::runtime_error("Unknown unary operation");

}


void CExpressionCodeGenerator::Visit(CUnaryExpressionAST& expr)

{

expr.GetOperand().Accept(*this);

Value* x = m_values.at(m_values.size() - 1);

m_values.pop_back();


auto pValue = GenerateUnaryExpr(m_builder, m_context.GetLLVMContext(), expr.GetOperation(), x);

m_values.push_back(pValue);

}


Генерация кода инструкций

В процедурных языках программирования есть цепочки инструкций, и в языках ассемблера они тоже есть. Поэтому генерация кода инструкций заключается в простом последовательном отображении высокоуровневых инструкций вашего языка на низкоуровневые инструкции ассемблера. Однако, с некоторыми высокоуровневыми конструкциями могут возникнуть сложности: мы рассмотрим основные случаи. Для генерации кода цепочек инструкций служит класс CBlockCodeGenerator:

class CBlockCodeGenerator : protected IStatementVisitor

{

public:

CBlockCodeGenerator(CFrontendContext& context);


void Codegen(llvm::BasicBlock& bb, const StatementsList& block);

void AddExitMain();


// IStatementVisitor interface

protected:

void Visit(CPrintAST& ast) override;

void Visit(CAssignAST& expr) override;

void Visit(CReturnAST& expr) override;

void Visit(CWhileAst& expr) override;

void Visit(CRepeatAst& expr) override;

void Visit(CIfAst& expr) override;


private:

CFrontendContext& m_context;

llvm::IRBuilder<> m_builder;

CExpressionCodeGenerator m_exprGen;

};


Начнём с самой простой инструкции возврата, которая должна просто привести в вызову инструкции ret языка LLVM-IR:

// Выбрасывает ret double %имя_регистра

void CBlockCodeGenerator::Visit(CReturnAST& expr)

{

if (auto* pValue = m_exprGen.Codegen(expr.GetValue()))

{

m_builder.CreateRet(pValue);

}

}


Немного сложнее будет реализация присваивания: по сути переменные - это отображение имени (идентификатора) на некоторую ячейку памяти, а для построения такого отображения в памяти компилятора подойдёт структура данных “хеш-массив” (известная как ассоциативный массив или словарь). В примере ниже вызывается метод AssignVariable, который получает регистр, имя переменной (в виде целочисленного ID) и сохраняет отображение имени на регистр в хеш-таблице. Пока что у нас нет обработки областей видимости, поэтому хеш-таблица единая на всю программу.

void CBlockCodeGenerator::Visit(CAssignAST& ast)

{

llvm::Value* pValue = m_exprGen.Codegen(ast.GetValue());

m_context.AssignVariable(ast.GetNameId(), pValue);

}


Остальные изменения в сравнении с lemon-8-types

  • новые классы CCodeGeneratorCBlockCodeGeneratorCExpressionCodeGenerator генерируют код для программы целиком, для тела функции и для выражения соответственно
  • класс CInterpreterContext переименован в CFrontendContext и претерпел изменения в типах данных, с которыми он работает.
  • класс CValue был удалён за ненадобностью
  • методы Evaluate и Execute у выражений и инструкций были удалены, теперь узлы AST лишь дают возможность обхода посетителем, но сами не содержат логики генерации кода.

Использованная литература


Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.59
Яндекс индекс цитирования