MyTetra Share
Делитесь знаниями!
Основы BASH. Часть 1.
Время создания: 01.03.2009 00:21
Текстовые метки: bash, linux
Раздел: Компьютер - Linux - Bash - Программирование на Bash
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/0000000804/text.html на raw.github.com

Безусловно, все те кто общается с ОС Linux хоть раз да имели дело(во всяком случае слышали точно) с командной оболочкой BASH. Но BASH не только командная оболочка, это еще и превосходный скриптовый язык программирования.


Цель этой статьи — познакомить поближе юзеров с bash, рассказать про синтаксис, основные приемы и фишки языка, для того чтобы даже обычный пользователь смог быстренько написать простой скрипт для выполнения ежедневной(-недельной, -месячной) рутинной работы или, скажем, «на коленке» наваять скриптик для бэкапа директории.



Введение


BASH — Bourne-Again SHell (что может переводится как «перерожденный шел», или «Снова шел Борна(создатель sh)»), самый популярный командный интерпретатор в юниксоподобных системах, в особенности в GNU/Linux. Ниже приведу ряд встроенных команд, которые мы будем использовать для создания своих скриптов.


  • break - выход из цикла for, while или until
  • continue - выполнение следующей итерации цикла for, while или until
  • echo - вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
  • exit - выход из оболочки
  • export - отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
  • hash - запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
  • kill - посылает сигнал завершения процессу
  • pwd - выводит текущий рабочий каталог
  • read - читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.
  • return - заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
  • shift - перемещает позиционные параметры налево
  • test - вычисляет условное выражение
  • times - выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
  • trap - указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
  • unset - вызывает уничтожение переменных оболочки
  • wait - ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.


И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе



Что необходимо знать с самого начала


1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:


#!/bin/bash


в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash) поменяйте её на ваш путь.


2. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).


3. В bash переменные не имеют типа (о них речь пойдет ниже)



Переменные и параметры скрипта


Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:


#!/bin/bash

#указываем где у нас хранится bash-интерпретатор


parametr1=$1 #присваиваем переменной parametr1 значение первого параметра скрипта


script_name=$0 #присваиваем переменной script_name значение имени скрипта


echo "Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1" # команда echo выводит определенную строку, обращение к переменным осуществляется через $имя_переменной.


echo 'Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1' # здесь мы видим другие кавычки, разница в том, что в одинарных кавычках не происходит подстановки переменных.


exit 0 #Выход с кодом 0 (удачное завершение работы скрипта)



Результат выполнения скрипта:


ite@ite-desktop:~$ ./test.sh qwerty

Вы запустили скрипт с именем ./test.sh и параметром qwerty

Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1



После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:


  • $DIRSTACK - содержимое вершины стека каталогов
  • $EDITOR - текстовый редактор по умолчанию
  • $EUID - Эффективный UID. Если вы использовали программу su для выполнения команд от другого пользователя, то эта переменная содержит UID этого пользователя, в то время как...
  • $UID - ...содержит реальный идентификатор, который устанавливается только при логине.
  • $FUNCNAME - имя текущей функции в скрипте.
  • $GROUPS - массив групп к которым принадлежит текущий пользователь
  • $HOME - домашний каталог пользователя
  • $HOSTNAME - ваш hostname
  • $HOSTTYPE - архитектура машины.
  • $LC_CTYPE - внутренняя переменная, котороя определяет кодировку символов
  • $OLDPWD - прежний рабочий каталог
  • $OSTYPE - тип ОС
  • $PATH - путь поиска программ
  • $PPID - идентификатор родительского процесса
  • $SECONDS - время работы скрипта(в сек.)
  • $# - общее количество параметров переданных скрипту
  • $* - все аргументы переданыне скрипту(выводятся в строку)
  • $@ - тоже самое, что и предыдущий, но параметры выводятся в столбик
  • $! - PID последнего запущенного в фоне процесса
  • $$ - PID самого скрипта



Условия


Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):


#!/bin/bash

source=$1 #в переменную source засовываем первый параметр скрипта

dest=$2 #в переменную dest засовываем второй параметр скрипта


if [[ "$source" -eq "$dest" ]] # в кавычках указываем имена переменных для сравнения. -eq - логическое сравнение обозначающие "равны"

then # если они действительно равны, то

echo "Применик $dest и источник $source один и тот же файл!"

exit 1 # выходим с ошибкой (1 - код ошибки)

else # если же они не равны

cp $source $dest # то выполняем команду cp: копируем источник в приемник

echo "Удачное копирование!"

fi #обозначаем окончание условия.



Результат выполнения скрипта:


ite@ite-desktop:~$ ./primer2.sh 1 1

Применик 1 и источник 1 один и тот же файл!

ite@ite-desktop:~$ ./primer2.sh 1 2

Удачное копирование!



Структура if-then-else используется следующим образом:


if <команда или набор команд возвращающих код возврата(0 или 1)>

then

<если выражение после if истино, то выполняется этот блок>

else

<если выражение после if ложно, тот этот>



В качестве команд возвращающих код возврата могут выступать структуры [[ , [ , test, (( )) или любая другая(или несколько) linux-команда.


  • test - используется для логического сравнения. после выражения, неоьбходима закрывающая скобка "]"
  • [ - синоним команды test
  • [[ - расширенная версия "[" (начиная с версии 2.02)(как в примере), внутри которой могут быть использованы || (или), && (и). Должна иметь закрывающуб скобку "]]"
  • (( )) - математическое сравнение.



Для построения многоярусных условий вида:


if ...

then ....

else

if ....

then....

else ....


для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:


if ..

then ...

elif ...

then ...

elif ...



Условия. Множественный выбор


Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.


#!/bin/bash

echo "Выберите редатор для запуска:"

echo "1 Запуск программы nano"

echo "2 Запуск программы vi"

echo "3 Запуск программы emacs"

echo "4 Выход"

read doing #здесь мы читаем в переменную $doing со стандартного ввода


case $doing in

1)

/usr/bin/nano # если $doing содержит 1, то запустить nano

;;

2)

/usr/bin/vi # если $doing содержит 2, то запустить vi

;;

3)

/usr/bin/emacs # если $doing содержит 3, то запустить emacs

;;

4)

exit 0

;;

*) #если введено с клавиатуры то, что в case не описывается, выполнять следующее:

echo "Введено неправильное действие"


esac #окончание оператора case.


Результат работы:


ite@ite-desktop:~$ ./menu2.sh

Выберите редатор для запуска:

1 Запуск программы nano

2 Запуск программы vi

3 Запуск программы emacs

4 Выход


После выбора цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы :) )


Прведу список логических операторов, которые используются для конструкции if-then-else-fi:


  • -z # строка пуста
  • -n # строка не пуста
  • =, (==) # строки равны
  • != # строки неравны
  • -eq # равно
  • -ne # неравно
  • -lt,(< ) # меньше
  • -le,(<=) # меньше или равно
  • -gt,(>) #больше
  • -ge,(>=) #больше или равно
  • ! #отрицание логического выражения
  • -a,(&&) #логическое «И»
  • -o,(||) # логическое «ИЛИ»


С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.


Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.59
Яндекс индекс цитирования