MyTetra Share
Делитесь знаниями!
Поиск ошибок работы с памятью в C/C++ при помощи Valgrind
Время создания: 04.11.2018 23:20
Текстовые метки: c, c++, отладка, valgrind
Раздел: Компьютер - Программирование - Компилятор GCC
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/154136284112vgi2u3mm/text.html на raw.github.com

Если вы пишете код на языке C или C++, поиск и устранение ошибок работы с памятью, таких, как утечки, выход за границы массива или обращение к неинициализированной памяти, могут доставить немало хлопот. Существует по крайней мере два инструмента для решения этих проблем — Valgrind (не путать с Vagrant !) и Clang’овский MemorySanitizer . Последний работает исключительно под Linux и показал себя несколько сырым и не слишком гибким инструментом, поэтому поговорим о Valgrind. Он довольно гибок и работает везде. Кроме того, в отличие от MemorySanitizer, Valgrind может находить неинициализированные данные с точностью до одного бита. Из недостатков Valgrind стоит отметить сравнительно низкую скорость работы.

Простой пример

Перейдем сразу к делу и проверим работу Valgrind на такой программе:

#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <string.h>

void run_test(int i)
{
  int delta = 123;
  char* mem = malloc(1024);
  strcpy(mem, "i = ");
  printf("%s %d\n", mem, i + delta);
  /* free(mem); */
}

void main()
{
  int i;
  for(i = 0; i < 10; i++)
    run_test(i);
}

Компилируем с отладочными символами и запускаем ее под Valgrind:

$ gcc -O0 -g vgcheck.c -o vgcheck
$ valgrind ./vgcheck

Результат:

==1948== HEAP SUMMARY:
==1948==     in use at exit: 10,240 bytes in 10 blocks
==1948==   total heap usage: 11 allocs, 1 frees, 11,264 bytes allo...
==1948==
==1948== LEAK SUMMARY:
==1948==    definitely lost: 10,240 bytes in 10 blocks
==1948==    indirectly lost: 0 bytes in 0 blocks
==1948==      possibly lost: 0 bytes in 0 blocks
==1948==    still reachable: 0 bytes in 0 blocks
==1948==         suppressed: 0 bytes in 0 blocks
==1948== Rerun with --leak-check=full to see details of leaked memory

Видим, что память утекла. Запускаем с опцией --leak-check=full:

==2047== 10,240 bytes in 10 blocks are definitely lost in loss recor...
==2047==    at 0x4C2AF1F: malloc (in /usr/lib/valgrind/vgpreload_mem...
==2047==    by 0x400561: run_test (vgcheck.c:8)
==2047==    by 0x4005AF: main (vgcheck.c:18)

Теперь раскомментируем вызов free и уберем инициализацию переменной delta. Посмотрим, увидит ли Valgrind обращение к неинициализированной памяти:

==2102== Conditional jump or move depends on uninitialised value(s)
==2102==    at 0x4E8003C: vfprintf (in /usr/lib/libc-2.25.so)
==2102==    by 0x4E87EA5: printf (in /usr/lib/libc-2.25.so)
==2102==    by 0x4005CA: run_test (vgcheck.c:10)
==2102==    by 0x4005F4: main (vgcheck.c:18)

Видит. Запустим с --track-origins=yes чтобы найти, откуда именно пришла неинициализированная переменаая:

==2205== Conditional jump or move depends on uninitialised value(s)
==2205==    at 0x4E800EE: vfprintf (in /usr/lib/libc-2.25.so)
==2205==    by 0x4E87EA5: printf (in /usr/lib/libc-2.25.so)
==2205==    by 0x4005CA: run_test (vgcheck.c:10)
==2205==    by 0x4005F4: main (vgcheck.c:18)
==2205==  Uninitialised value was created by a stack allocation
==2205==    at 0x400586: run_test (vgcheck.c:6)

Как видите, Valgrind нашел место объявления неинициализированной переменой с точностью до имени файла и номера строчки.

Теперь исправим все ошибки:

==2239== HEAP SUMMARY:
==2239==     in use at exit: 0 bytes in 0 blocks
==2239==   total heap usage: 11 allocs, 11 frees, 11,264 bytes allo...
==2239== 
==2239== All heap blocks were freed -- no leaks are possible

Ну разве не красота?

Пример посложнее — запускаем PostgreSQL под Valgrind

Рассмотрим, как происходит запуск под Valgrind больших программ, например, PostgreSQL . Работа с памятью в этой РСУБД устроена особым образом. Например, в ней используются иерархические пулы памяти (memory contexts). Для понимания всего этого хозяйства Valgrind’у нужны подсказки. Чтобы такие подсказки появились, нужно раскомментировать строчку:

#define USE_VALGRIND

… в файле src/include/pg_config_manual.h, после чего полностью пересобрать PostgreSQL . Затем запуск под Valgrind осуществляется как-то так:

valgrind --leak-check=no --track-origins=yes --gen-suppressions=all \
  --read-var-info=yes \
  --log-file=$HOME/work/postgrespro/postgresql-valgrind/%p.log \
  --suppressions=src/tools/valgrind.supp --time-stamp=yes \
  --trace-children=yes postgres -D \
  $HOME/work/postgrespro/postgresql-install/data-master \
  2>&1 | tee $HOME/work/postgrespro/postgresql-valgrind/postmaster.log

Полный пример вы найдете в файле valgrind.sh из этого репозитория на GitHub.

Обратите внимание на флаг --leak-check=no. Даже с упомянутыми подсказками Valgrind все равно не подходит для поиска утечек памяти в PostgreSQL. Он попросту будет генерировать слишком много ложных сообщений об ошибках. Поэтому здесь Valgrind используется только для поиска обращений к неинициализированной памяти.

Флаг --trace-children=yes в приведенной выше команде, как несложно догадаться, говорит Valgrind’у цепляться к процессам-потомкам.

Еще стоит отметить флаг --suppressions, который задает файл с описанием ошибок , которые следует игнорировать, а также флаг --gen-suppressions=all, который в случае возникновения ошибок генерирует строки, которые можно добавить в этот самый файл для игнорирования ошибок. Кстати, в файле можно использовать wildcards , в стиле:

{
   <libpango>
   Memcheck:Leak
   ...
   obj:/usr/*lib*/libpango*
}

В зависимости от используемых флагов, make installcheck под Valgrind’ом на моем ноутбуке выполняется от получаса до часа. Для сравнения, без Valgrind’а соответствующий прогон тестов занимает порядка 3.5 минут. Отсюда можно сделать вывод, что программа под Valgrind выполняется в 10-20 раз медленнее.

Использование Valgrind совместно с GDB

Посмотрев на приведенные выше отчеты Valgrind’а об ошибках, можно заметить, что в определенном смысле они недостаточно информативны. В частности, в них нет имен переменных и информации о том, какие конкретно данные в них лежали на момент возникновения ошибки. Решается эта проблема запуском Valgrind’а с флагами:

$ valgrind --vgdb=yes --vgdb-error=1 дальше_как_обычно

Эти флаги говорят Valgrind остановить процесс и запустить gdb-сервер после возникновения первой ошибки. Можно указать и --vgdb-error=0, чтобы подключиться к процессу отладчиком сразу после его запуска. Однако это может быть плохой идеей, если вы также указали --trace-children=yes и при этом программа создает множество дочерних процессов.

При возникновении ошибки Valgrind напишет:

==00:00:00:06.603 16153== TO DEBUG THIS PROCESS USING GDB: start GDB...
==00:00:00:06.603 16153==   /path/to/gdb postgres
==00:00:00:06.603 16153== and then give GDB the following command
==00:00:00:06.603 16153==   target remote | vgdb --pid=16153

После этого, чтобы подключиться к процессу при помощи GDB , говорим:

# где postgres - имя исполняемого файла
gdb postgres

… и уже в отладчике:

target remote | vgdb --pid=16153

Из интересных дополнительных команд доступны следующие. Посмотреть список утечек:

monitor leak_check

Узнать, кто ссылается на память:

monitor who_points_at (address) (len)

Проверка инициализированности памяти (0 — бит инициализирован, 1 — не инициализирован, _ — not addressable):

monitor get_vbits (address) (len)

Прочее:

monitor help

Дальше отлаживаем, как обычно. Например, говорим continue. Как только произойдет следующая ошибка, программа снова остановится по брейкпоинту. Можно смотреть значения переменных, перемещаться между фреймами стека, ставить собственные брейкпоинты, и так далее.

Заключение

К сожалению, в рамках одного поста невозможно рассмотреть абсолютно все возможности Valgrind. Например, в него входят инструменты Callgrind и Massif , предназначенные для поиска узких мест в коде и профилирования памяти соответственно. Эти инструменты я не рассматриваю, так как для решения названных задач предпочитаю использовать perf и Heaptrack . Также существует инструмент Helgrind , предназначенный для поиска гонок. Его изучение я вынужден оставить вам в качестве упражнения.

Как видите, пользоваться Valgrind крайне просто. Он, конечно, не идеален. Как уже отмечалось, Valgrind существенно замедляет выполнение программы. Кроме того, в нем случаются ложноположительные срабатывания. Однако последняя проблема решается составлением специфичного для вашего проекта файла подавления конкретных отчетов об ошибках. Так или иначе, если вы пишете на C/C++ и не прогоняете код под Valgrind хотя бы в Jenkins или TeamCity незадолго до релиза, вы явно делаете что-то не так!


Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.59
Яндекс индекс цитирования