|
|||||||
Управление конструированием
Время создания: 12.09.2014 08:54
Раздел: Компьютер - Программирование - Теория программирования - Конструирование и тестирование программного обеспечения - Лекции Циганенко В. Н.
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/1410497621clw2hddidy/text.html на raw.github.com
|
|||||||
|
|||||||
Тема 2. Управление конструированием 2.1 Модели конструирования Модели конструирования определяют комплекс операций, включающих последовательность, результаты (например, исходный код и соответствующие unit-тесты) и другие аспекты, связанные с общим жизненным циклом разработки. В большинстве случаев, модели конструирования определяются используемым стандартом жизненного цикла, применяемыми методологиями и практиками. Некоторые стандарты жизненного цикла, по своей природе, являются ориентированными на конструирование – например, экстремальное программирование (XP- eXtreme Programming). Некоторые рассматривают конструирование в неразрывной связи с проектированием (в части моделирования), например, RUP (Rational Unified Process). Создано множество моделей разработки программного обеспечения. Ряд из них в большей степени сфокусирован на конструировании программного обеспечения, как таковом. Некоторые модели являются более линейными с точки зрения конструирования ПО. К ним относятся, например, водопадная и поэтапная модели жизненного цикла (моделям жизненного цикла посвящена специальная глава, написанная Сергеем Орликом как важное расширение SWEBOK). Эти модели рассматривают конструирование как деятельность, которая начинает проводиться только после завершения определенных обязательных к выполнению работ, включающих детальное определение требований, подробный дизайн и детальное планирование. Более линейные подходы стараются подчеркнуть действия, предваряющие конструирование (т.е. требования и дизайн) и создать более четкое разделение между такими различными типами деятельности. В таких моделях основным содержанием конструирования может быть кодирование. Другие модели более итеративны, к ним относятся – эволюционное прототипирование, экстремальное программирование и Scrum. Эти подходы сходятся к рассмотрению конструирования как деятельности, которая ведется одновременно с другими видами работ по созданию программного обеспечения и пересекаясь с ними (видимо, здесь имеется в виду взаимозависимость и влияние друг на друга), включая определение требований, проектирование и планирование. Эти подходы смешивают проектирование, кодирование и тестирование, часто рассматривая их комбинацию как конструирование. Соответственно, что именно подразумевается под “конструированием” зависит в определенной степени от используемой модели жизненного цикла. 2.2 Планирование конструирования Выбор метода (методологии) конструирования является ключевым аспектом для планирования конструкторской деятельности. Такой выбор значим для всей конструкторской деятельности, а также необходимых условий ее осуществления, определяя порядок соответствующих операций и уровень выполнения заданных условий перед тем как начнется конструирование или составляющие его действия. Например, модульное тестирование в ряде методов является частью работ, после написания соответствующего функционального кода, в то время, как ряд гибких практик, например, XP (кстати, первыми начавшие использовать такие методы верификации кода), требуют написания Unit-тестов до того, как пишется соответствующий код, требующий тестирования. Используемый подход к конструированию влияет на возможность уменьшения (в идеале - минимизации) сложности, готовности к изменениям и конструировании с возможностью проверки. Планирование конструкторской деятельности определяет порядок, в котором создаются компоненты и другие активы данной области знаний (фазы деятельности), проводятся работы по обеспечению качества получаемого программного обеспечения, распределяются* задачи и соответствующие ресурсы, в том числе, определяются назначения/отображения работ конкретным инженерам-программистам, членам проектной группы. Все это, конечно, происходит, следуя правилам, определяемым используемым методом (методологией, практиками и т.п.). *Заметьте – не распределяют, а распределяются, подразумевая процесс, приводящий к обеспечению явной связи между задачей и ресурсами. В нечетко регламентированных (это ни в коем случае не ругательство, это определение – ведь существует же понятие нечѐткая логика, неструктурированные базы данных, например, в отношении нереляционных систем и т.п.) и неформальных методах, таких, как XP, члены проектной группы сами принимают на себя ответственность по решению определенных задач, а “владение” кодом является совместным на основе сотрудничества, как одного из ключевых принципов работы проектной команды. 2.3 Измерения в конструировании Большая часть результатов, да и самой деятельности по конструированию программного обеспечения, может быть измерена, в том числе - количественно. Это и исходный разработанный код, и модифицированный объем кода, и степень повторного использования, и многие другие характеристики. Эти измерения, или как их еще принято называть – результаты аудита кода и метрики кода, несут большую пользу как для оценки рисков и качества (приводящих к соответствующим операциям по снижению рисков и повышению качества), а также, для управления конструированием и программными проектами, в целом. О каком планировании может идти речь, если мы не способны предсказать (например, на основе оценки результатов предыдущих проектов) ни длительность работ, ни стоимость отдельных задач, ни вероятность возникновения дефектов против заданных параметров приемлемого качества? Код является одним из наиболее четко детерминированных активов проекта (постепенно такими становятся и модели, строящиеся на основе структур метаданных, и тесно связанные с кодом - например, UML). Код является и самим носителям требуемой функциональности. Соответственно, применение измерений в отношении кода становится тем инструментом, который влияет и на управление и на сам код. Последнее время, большое внимание многие профессиональные разработчики, то есть инженеры-конструкторы программного обеспечения, уделяют рефакторинг кода, как методы его реструктурирования, призванные без изменения содержания (то есть функциональности и функциональной целостности) обеспечить решение задач минимизации сложности, готовности к изменениям (гибкости), прозрачности документирования и многих других актуальных аспектов конструирования. Но, к сожалению, многие забывают о необходимости мотивированности изменений, даже на уровне рефакторинга. Применение измерений, в частности, метрик, позволяет определить необходимость внесения таких изменений, проведения рефакторинга. И не потому что “так, наверное, будет все же лучше, красивше...”, а потому, что в иерархии наследования из 10 поколений классов – 9 являются абстрактными (“из любви к искусству”), а на 10-м (в силу превышений сроков проекта, после того, как долго и “в кайф” создавали архитектурно-красивый код) “повешено” 20 (!) бизнес-методов. Вот это – действительно обоснованная причина для рефакторинга, который, даже с применением самых совершенных инструментальных средств, вместе с обдумыванием необходимости рефакторинга, а потом, иногда, и борьбой с его последствиями из-за несогласованности членов команды (а это уже жизнь, даже в самом идеальном коллективе, где люди понимают друг друга с полуслова) часто является просто тратой времени. Если применяется рефакторинг, но не применяются метрики – в подавляющем большинстве случаев, это отрицательно влияет на проект. И таких примеров работ, требующих применения измерений, но, к несчастью, игнорирующих их, можно приводить достаточно долго. Вы, аверняка, сами можете рассказать на эту тему много примеров из жизни. Практика показывает, что в погоне за “красотой”, разработчики слишком часто забывают о цели их работы и воспринимают деятельность по управлению проектами (не буду спорить, иногда лишь формальную, для “прикрытия” всего, что только можно …) со стороны менеджеров и, тем более, любой аудит – как однозначную помеху “полету мысли”. Зря. Если все именно так обстоит в вашем случае – проект, с большой вероятностью, а иногда и просто, “если не случится чудо”, можно считать пусть и не провальным (“фуух... не закрыли....”), то, наверняка, вышедшим за рамки тех или иных ограничений, будь то сроки, деньги, качество или, наконец, время, которое разработчик мог провести с семьей. И не сидеть ночью, дописывая функциональность или отлавливая очередную ошибку за несколько дней до передачи проекта в эксплуатацию. Все эти вопросы преследуют одну единственную цель – предсказуемость работ и результата. И измерения – важный инструмент достижения этой цели. |
|||||||
Так же в этом разделе:
|
|||||||
|
|||||||
|