|
|||||||
Сокеты в Python 3: TCP, клиент, сервер
Время создания: 03.08.2018 11:04
Текстовые метки: socket python
Раздел: Сетевые сокеты
Запись: Velonski/mytetra-database/master/base/15332762843eaazfnh6b/text.html на raw.githubusercontent.com
|
|||||||
|
|||||||
«Со́кеты (англ. socket — разъём) — название программного интерфейса для обеспечения обмена данными между процессами. Процессы при таком обмене могут исполняться как на одной ЭВМ, так и на различных ЭВМ, связанных между собой сетью. Сокет — абстрактный объект, представляющий конечную точку соединения.» © Википедия Суть работы: на одном компьютере программа открывает сокет, слушает какой-то порт (в случае с TCP и UDP), другая программа на другом (или том же) компьютере, указав IP и этот самый порт, подключается к слушающей порт программе, и дальше они обмениваются какими надо данными, после чего закрывают соединение. Для работы с сокетами нам нужно импортировать соответствующий модуль. import socket Теперь нужно создать сам сокет. sock = socket.socket() Теперь у нас есть сокет в переменной sock, и мы можем работать с ним дальше. Сервер TCP Суть TCP-соединения: одна программа устанавливает соединение с другой, и они обмениваются данными, причём их потери не происходит. После завершения работы соединение должно быть закрыто. Данные в TCP — это поток байтов. Разделять его на отдельные сообщения придётся самой программе. Сокет для TCP-соединения создаётся как обычно. Для создания сервера нужно связать сокет с одним или всеми из имеющихся у компьютера хостов (IP-адресов) и каким-либо свободным портом. Если не указать хост или указать "0.0.0.0", сокет будет прослушивать все хосты. Если указать "127.0.0.1", то подключиться можно будет только с этого же компьютера. Для привязки используется функция bind сокета, которая принимает массив, содержащий два элемента: хост и порт. sock.bind( ("", 14900) ) Теперь можно заняться прослушкой, это можно сделать с помощью функции listen. Она принимает в качестве аргумента максимальное число соединений, которые будут находиться в очереди соединений до вызова вами функции accept; она не ограничивает максимальное число активных соединений в целом. sock.listen(10) Теперь принимаем соединения с помощью функции accept. Она ждёт появление входящего соединения и возвращает связанный с ним сокет и адрес подключившегося. Адрес — массив, состоящий из IP-адреса и порта. conn, addr = sock.accept() В объекте conn теперь у нас сокет, через который мы можем обмениваться данными с клиентом, в addr[0] — IP-адрес подключившегося клиента. Чтобы получить следующего клиента, нужно вызвать функцию accept ещё раз, при этом необязательно закрывать соединение с предыдущим клиентом: соединений может быть условно неограниченное количество. Для чтения данных используется функция recv, которой первым параметром нужно передать количество получаемых байт данных. Если столько байт, сколько указано, не пришло, а какие-то данные уже появились, она всё равно возвращает всё, что имеется, поэтому надо контролировать размер полученных данных. data = conn.recv(16384) Тип возвращаемых данных — bytes. У этого типа есть почти все методы, что и у строк, но для того, чтобы использовать из него текстовые данные с другими строками (складывать, например, или искать строку в данных, или печатать), придётся декодировать данные (или их часть, если вы обработали байты и выделили строку) и использовать уже полученную строку. (Здесь и далее используется кодировка utf-8, если вы вдруг по какой-то глупости используете другую кодировку — указывайте свою.) udata = data.decode("utf-8") print("Data: " + udata) Если вы попытаетесь использовать байты вместо строк, вы получите ошибку: >>> print("Data: "+data) Traceback (most recent call last): File "<stdin>", line 1, in <module> TypeError: Can't convert 'bytes' object to str implicitly Для отправки данных в сокет используется функция send. Принимает она тоже bytes, поэтому для отправки строки вам придётся её закодировать. conn.send(b"Hello!\n") conn.send(b"Your data: " + udata.encode("utf-8")) Вот так с помощью функций recv и send и осуществляется весь обмен данными в TCP-соединении. После всего и клиенту, и серверу необходимо закрыть сокет с помощью функции close. conn.close() Теперь этот сокет использовать нельзя. В случае, если другая сторона сторона закроет сокет, функция recv вернёт пустой объект bytes. Если данных приходится ждать слишком долго, можно перед использованием функции recv задать (однократно) таймаут с помощью функции settimeout. conn, addr = sock.accept() # старая строка получения сокета conn.settimeout(60) # установка таймаута data = conn.recv(16384) # получение данных, про это рассказано выше Теперь, если за 60 секунд не придут никакие данные, функция recv вернёт пустой объект bytes, как и при закрытом соединении. if not data: print("No data") conn.close() Для примера и закрепления всего прочитанного привожу простенький HTTP-сервер, возвращающий текущие дату и время. Запустите его и наберите в браузере адрес http://localhost:8080/time.html Показать код #!/usr/bin/env python3 import time import socket def send_answer(conn, status="200 OK", typ="text/plain; charset=utf-8", data=""): data = data.encode("utf-8") conn.send(b"HTTP/1.1 " + status.encode("utf-8") + b"\r\n") conn.send(b"Server: simplehttp\r\n") conn.send(b"Connection: close\r\n") conn.send(b"Content-Type: " + typ.encode("utf-8") + b"\r\n") conn.send(b"Content-Length: " + bytes(len(data)) + b"\r\n") conn.send(b"\r\n")# после пустой строки в HTTP начинаются данные conn.send(data) def parse(conn, addr):# обработка соединения в отдельной функции data = b""
while not b"\r\n" in data: # ждём первую строку tmp = conn.recv(1024) if not tmp: # сокет закрыли, пустой объект break else: data += tmp
if not data: # данные не пришли return # не обрабатываем
udata = data.decode("utf-8")
# берём только первую строку udata = udata.split("\r\n", 1)[0] # разбиваем по пробелам нашу строку method, address, protocol = udata.split(" ", 2)
if method != "GET" or address != "/time.html": send_answer(conn, "404 Not Found", data="Не найдено") return answer = """<!DOCTYPE html>""" answer += """<html><head><title>Время</title></head><body><h1>""" answer += time.strftime("%H:%M:%S %d.%m.%Y") answer += """</h1></body></html>"""
send_answer(conn, typ="text/html; charset=utf-8", data=answer) sock = socket.socket() sock.bind( ("", 8080) ) sock.listen(5) try: while 1: # работаем постоянно conn, addr = sock.accept() print("New connection from " + addr[0]) try: parse(conn, addr) except: send_answer(conn, "500 Internal Server Error", data="Ошибка") finally: # так при любой ошибке # сокет закроем корректно conn.close() finally: sock.close() # так при возникновении любой ошибки сокет # всегда закроется корректно и будет всё хорошо TCP-клиент HTTP-сервер с браузером это, конечно, хорошо, но вы же тут все хотите онлайн-игры делать ;D Поэтому придётся научиться делать программу клиентом. Сокет создаётся точно так же: conn = socket.socket() А вот дальше появляется отличие. Вместо прослушивания порта мы подключаемся к другому хосту с помощью функции connect, которая принимает этот самый хост (IP-адрес или можно сразу обычный адрес буквами написать) и порт. conn.connect( ("127.0.0.1", 14900) ) А дальше всё как обычно: для установки таймаута используется settimeout, для обмена данными send и recv, для закрытия close. conn.send(b"Hello! \n") data = b"" tmp = conn.recv(1024) while tmp: data += tmp tmp = conn.recv(1024) print( data.decode("utf-8") ) conn.close() Работающий пример Те, кто собрался делать крутые онлайн-игры в Blender Game Engine, столкнутся с тем, что функции accept и recv ждут соединения и данных, и в результате игра виснет на время ожидания, что плохо. Блокировку с recv поможет снять функция setblocking(0). Тогда в случае отсутствия данных функция не будет ждать, а выкинет исключение socket.error, которое можно будет поймать в блоке try-except, после чего спокойно завершить скрипт, не вешая игру. # при открытии соединения: conn = socket.socket() conn.connect( ("yandex.ru", 80) ) conn.setblocking(0) # в скрипте, читающем данные: try: data = conn.recv(1024) except socket.error: # данных нет pass # тут ставим код выхода else: # данные есть print(data) # если в блоке except вы выходите, # ставить else и отступ не нужно # скрипт, читающий данные, запускаем на каждом кадре Аналогично с функцией accept. # при создании сервера: conn = socket.socket() conn.bind( ("", 8989) ) conn.listen(5) conn.setblocking(0) # в скрипте, который получает клиентов: try: client, addr = conn.accept() except socket.error: # данных нет pass # тут ставим код выхода else: # данные есть client.setblocking(0) # снимаем блокировку и тут тоже parse(client, addr) # если в блоке except вы выходите, # ставить else и отступ не нужно # скрипт, получающий клиентов, запускаем на каждом кадре Но, конечно, для сервера обрабатывать, например, под сотню клиентов, у каждого просить recv и прочее это издевательство, и тут будет лучше использовать асинхронный сервер на базе asyncio или gevent, а тяжёлые CPU-bound задачи выносить в отдельные потоки (хотя в контексте Blender Game Engine это не обязательно). Но это уже темы для других постов. Для обработки текстовых данных ознакомьтесь с функцями для работы со строками, с помощью них уже можно будет составить простой текстовый протокол и, закодироав координаты кубика с помощью str, соединив через join, отправив закодированное по сокету и разбив присланное на другом компьютере, двигать кубик по сети. (Но лучше, конечно, какой-нибудь pickle использовать, а для серьёзной игры свой бинарный протокол, чтобы трафик впустую не тратился.) |
|||||||
Так же в этом разделе:
|
|||||||
|
|||||||
|