MyTetra Share
Делитесь знаниями!
Многопоточное программирование в Qt4/Qt5, класс QThread и независимые элементы
Время создания: 22.03.2023 14:27
Автор: Марк Саммерфилд (перевод)
Текстовые метки: c++, qt, поток, многопоточность, QThread
Раздел: Компьютер - Программирование - Язык C++ (Си++) - Библиотека Qt - Многопоточность
Запись: xintrea/mytetra_syncro/master/base/1679484473vcnv9cs6lk/text.html на raw.github.com

Многопоточное программирование с классом QThread


Внимание! Здесь рассказывается про обработку в многопотоке независимых элементов. Работа с разделяемыми данными рассматривается в следующей статье.



В этой главе мы воспользуемся классом QThread, который обеспечивает точный контроль над многопоточной обработкой в сочетании с поддержкой механизма сигналов и слотов. Как и в предыдущей главе, предполагается знакомство с основами многопоточного программирования в целом и в Qt в частности. Предполагается также, что вы прочитали хотя бы начало предыдущей главы.


Если имеется сравнительно немного объектов (или небольших групп объектов), которые надо обработать в фоновом режиме, получая информацию о ходе выполнения и о завершении обработки, то часто оптимальным решением оказывается создание подкласса класса QThread. Класс QThread Qt (как и QRunnable) был спроектирован по образцу класса Thread в языке Java и имеет сходные с ним черты – например, в любом его подклассе должен быть реализован метод run(), а запуск потока осуществляется методом start().


Основное различие между классами QThread и QRunnable заключается в том, что QThread – подкласс QObject, поэтому для слежения за ходом выполнения можно использовать сигналы и слоты. И сам класс QThread предоставляет ряд полезных сигналов и слотов, к которым можно подключаться. На рисунке ниже схематически изображен порядок создания и использования нескольких экземпляров подкласса QThread.


Далее мы рассмотрим два разных приложения с использованием класса QThread: в этой статье вспомогательные потоки используются для обработки независимых элементов, поэтому синхронизация доступа не нужна; в следующей статье заполняется разделяемая структура данных и, значит, для обеспечения безопасного доступа необходима синхронизация.




Использование класса QThread для обработки данных



Обработка независимых элементов


В этом разделе мы рассмотрим приложение Cross Fader (crossfader), показанное на рис. 8.2. Пользователь может выбрать два изображения и задать количество промежуточных изображений, а программа построит указанное количество изображений для осуществления постепенного перехода между крайними. Например, если пользователь закажет три промежуточных изображения, то в результате получит последовательность из пяти изображений, в которых пропорциональные доли первого и второго изображения меняются следующим образом: начальное изображение (100:0), первое микшированное изображение (75:25), второе микшированное изображение (50:50), третье микшированное изображение (25:75), конечное изображение (0:100).


Эффект плавного микширования цвета с четырьмя промежуточными изображениями показан на снимке экрана на рис. 8.2, а получившиеся в результате изображения – на рис. 8.3; доли начального и конечного изображений меняются следующим образом: (100:0), (80:20), (60:40), (40:60), (20:80), (0:100).




Приложение Cross Fader




Шесть изображений, из которых четыре микшированных



В приложении Cross Fader для создания каждого микшированного изображения используется свой экземпляр подкласса QThread. Это разум­ но, потому что программа ограничивает количество промежуточных изображений. Кроме того, поскольку обработка производится независимо, то синхронизация не нужна. Если бы нужно было параллельно создавать много изображений, то, наверное, было бы лучше использовать несколько рабочих потоков и разделяемую между ними очередь; такой подход мы применим в следующем разделе.


Приложение создает также виджеты QLabel и QProgressBar для каждого микшированного изображения, чтобы пользователь мог следить за ходом работы. Но число промежуточных изображений заранее не известно (оно задается с помощью счетчика с максимальным значением 14), и мы создаем столько потоков, меток и индикаторов, сколько изображений закажет пользователь. Поэтому все метки и индикаторы размещены внутри области QScrollArea, чтобы при необходимости появлялась вертикальная полоса прокрутки.


Мы решили ограничиться одной кнопкой для запуска и отмены генерации изображений и в зависимости от ситуации выводить на ней надпись Generate (Генерировать) или Cancel (Отмена). Кроме того, если отмечен флажок Show Images (Показать изображения), то после создания всех изображений мы показываем их в системной программе просмотра изображений (если таковая имеется).


Как и в предыдущей статье, мы сначала опишем базовую инфраструктуру, чтобы было понятно, о чем речь, а потом перейдем к коду, относящемуся к многопоточной обработке, – в данном случае подклассу CrossFader класса QThread, который применяется для создания микшированных изображений.


Сначала покажем перечисление и несколько закрытых членов класса MainWindow.



enum StopState {Stopping, Terminating};


QWidget *progressWidget;


QMap<QString, QPointer<QProgressBar> > progressBarForFilename;

QList<QPointer<QLabel> > progressLabels;

QList<QPointer<CrossFader> > crossFaders;

bool canceled;



Перечисление StopState различает причины завершения приложения: из-за прерывания пользователем или естественное. Почему это так важно, мы увидим при рассмотрении метода cleanUp().


Виджет progressWidget помещен внутрь QScrollArea и содержит компоновщик QGridLayout. Когда пользователь запускает генерацию изображений, мы создаем новый набор меток и индикаторов и размещаем их внутри компоновщика. Указатели на индикаторы хранятся в объекте QMap; ключом является имя графического файла, построение которого отображает индикатор.


Вместо обычных указателей на изображения мы используем защищенные указатели (guarded pointer) QPointer, которые автоматически принимают значение null, когда объект, на который они указывают, удаляется. Как и все прочие интеллектуальные указатели, QPointer обходится чуть дороже обычного указателя – он потребляет больше памяти, а доступ через него несколько медленнее. Но все затраты окупаются удобством проверки в ситуации, когда мы хотим обращаться к объекту только в том случае, если он не удален. (Другие интеллектуальные указатели, имеющиеся в Qt, были описаны во врезке «Интеллектуальные указатели в Qt» на стр. 78.)


Класс QWeakPointer, появившийся в версии Qt 4.6, можно использовать как слабый указатель общего вида или, для подклассов QObject, как более эффективную замену QPointer. Однако интерфейс класса QWeakPointer отличается от API QPointer и не так удобен, поэтому здесь мы предпочитаем использовать QPointer, поскольку его относительная неэффективность теряется на фоне затрат на обработку изображений (и, стало быть, несущественна). Кроме того, применение QPointer означает, что код будет компилироваться без изменений и в Qt 4.5, и в Qt 4.6.


Список микшеров crossFaders нужен для того, чтобы было проще производить различные действия сразу над всеми работающими вспомогательными потоками, – например, останавливать их, когда пользователь прерывает генерацию. Зачем для хранения указателей на микшеры используется класс QPointer, мы увидим, когда будем обсуждать метод cleanUp(). Булевый флаг canceled введен только для нужд пользовательского интерфейса, вспомогательные потоки к нему не обращаются, поэтому добавлять модификатор volatile нет необходимости.


Кнопка Generate становится активна сразу после того, как пользователь выберет оба изображения (благодаря соединениям сигналов со слотами, которые мы опустили). При нажатии на эту кнопку вызывается слот generateOrCancelImages() и начинается генерация.



void MainWindow::generateOrCancelImages()

{

if (generateOrCancelButton->text() == tr(“G&enerate”)) {

generateOrCancelButton->setEnabled(false);

statusBar->showMessage(tr(“Generating...”));

canceled = false;

cleanUp();

QImage firstImage(firstLabel->text());

QImage lastImage(lastLabel->text());

for (int i = 0; i < numberSpinBox->value(); ++i)

createAndRunACrossFader(i, firstImage, lastImage);

generateOrCancelButton->setText(tr(“Canc&el”));

}

else {

canceled = true;

cleanUp();

generateOrCancelButton->setText(tr(“G&enerate”));

}

updateUi();

}



Этот слот вызывается при нажатии кнопки generateOrCancelButton, но его поведение зависит от того, используется эта кнопка для запуска или прерывания генерации.


Если нажата кнопка Generate, то производятся различные действия, относящиеся к интерфейсу, например изменение строки состояния, и флаг canceled сбрасывается в false. Кроме того, мы вызываем метод cleanUp(), чтобы гарантированно остановить все вспомогательные потоки и удалить ранее созданные метки и индикаторы хода выполнения, подготовившись тем самым к новому запуску.


Затем создается по одному объекту-микшеру для каждого промежуточного изображения, и надпись кнопки generateOrCancelButton меняется на Cancel.


Если же нажата кнопка Cancel, то флагу canceled присваивается значение true, чтобы другие методы главного окна узнали о том, что генерация была прервана. Затем мы производим очистку и превращаем кнопку обратно в Generate.


В любом случае в заключение вызывается метод updateUi() (не показан); он всего лишь активирует или деактивирует кнопку Generate в зависимости от того, выбраны уже оба изображения или еще нет.


Как обычно, клавиши-акселераторы устанавливаются автоматически; в данном случае функция AQP::accelerateWidget(this) вызывается в конструкторе после создания виджетов. Однако метод generate­Or­Cancel­ Images() должен знать, какая надпись в данный момент отображается на кнопке Generate / Cancel, а мы не можем заранее сказать, куда AQP::accelerate­ Widget() поставит амперсанд. Можно было бы перед сравнением с надписью на кнопке удалить амперсанд, например, так: generate­OrCancelButton-> text().replace(“&”, “”) == tr(“Generate”). Но мы предпочли поставить амперсанды в обоих надписях, отображаемых на этой кнопке, вручную, чтобы с ней была связана одна и та же клавиша-акселератор Alt + E вне зависимости от того, что отображается: Generate или Cancel. Функции accelerate*() не изменяют заданные вручную клавиши-акселераторы. (Подробнее о модуле alt_key.{hpp,cpp}, в котором находятся функции accele­rate*(), см. во врезке «Клавиши-акселераторы», стр. 30.)


Теперь пора рассмотреть метод cleanUp(). Он вызывается перед генерацией нового набора изображений, в случае прерывания генерации и при завершении программы. Для большей понятности мы разобьем этот метод на две части. Сначала приведем наивную реализацию первой части, потом обсудим, какая в ней скрыта проблема, а затем покажем корректную реализацию. А уж после этого перейдем ко второй части, одинаковой в обоих случаях.


Первая часть метода cleanUp() связана с остановом работающих потоков микширования. Сначала покажем наивную версию:



void MainWindow::cleanUp(StopState stopState)

{

foreach (CrossFader *crossFader, crossFaders) { // Наивно!

crossFader->stop();

crossFader->wait();

crossFader->deleteLater();

}

crossFaders.clear();

...

}



Это простейший подход. Мы обходим все объекты-микшеры и для каждого вызываем метод CrossFader::stop(). Время на это практически не тратится, так как единственное, что делает метод, – установка для некоторой булевой переменной значения true. Затем вызывается метод QThread::wait() – микшер знает, что должен остановиться, поэтому завершится, как только дойдет до выражения if (m_stopped). Когда метод QThread::wait() вернет управление, мы понимаем, что поток остановлен, и просим его удалить себя. А в самом конце очищаем список crossFaders, поскольку в данный момент в нем находятся висячие указатели.


Это решение настолько просто, что даже не нужны интеллектуальные указатели QPointer на объекты CrossFader, достаточно и обычных. Но у него есть один потенциальный недостаток: мы ждем завершения потоков по очереди, и значит, общее время ожидания составит сумму времен, необходимых для завершения каждого потока. Если мы готовы применить более сложный алгоритм, то эту проблему можно устранить и сократить время ожидания, сделав его почти равным времени завершения самого медленного потока.


Конечно, ничего дурного в использовании простого подхода нет и переходить к более сложному следует лишь в том случае, когда на реальных тестах будет показано, что он существенно повышает производительность. Но даже в этом простом решении лучше ввести два цикла: первый для останова, второй для ожидания и удаления. Мы убедимся в этом, когда будем обсуждать альтернативу.


В исходном коде программы Cross Fader присутствуют обе реализации; какая именно компилируется, зависит от того, определен ли (#define) специальный макрос препроцессора (который называется slow_stop; и объявлен через defines в pro-файле программы). Вот вариант реализации, выбираемый по умолчанию:



const int StopWait = 100;


void MainWindow::cleanUp(StopState stopState)

{

foreach (CrossFader *crossFader, crossFaders)

crossFader->stop();


while (crossFaders.count()) {

QMutableListIterator<QPointer<CrossFader> > i(crossFaders);


while (i.hasNext()) {

CrossFader *crossFader = i.next();


if (crossFader) {

if (crossFader->wait(StopWait)) {

delete crossFader;

i.remove();

}

}

else

i.remove();

}

}

...



Первым делом метод предлагает каждому микшеру остановиться. Как мы уже отмечали, вызов метода CrossFader::stop() занимает очень мало времени, потому что сводится к присваиванию значения true некоей булевой переменной. Итак, в конце цикла каждый микшер знает, что должен остановиться.


В следующем цикле мы ждем, пока микшеры действительно остановятся, чтобы их можно было удалить. Но зачем нам два цикла? Затем, что если вызвать stop(), а потом сразу wait() (блокирующий вызов), то микшеры будут останавливаться последовательно, а не параллельно, так что общее время останова будет равно сумме времен останова каждого микшера. Мы же хотим, чтобы общее время по возможности приближалось ко времени останова самого медленного потока. Поэтому в первом цикле мы просим все потоки остановиться и ждем их завершения во втором цикле.


В нашем алгоритме останова потоков мы раз за разом обходим все потоки, выбирая их из списка. Если микшер уже был удален, то благодаря свойствам класса QPointer указатель на него окажется нулевым, поэтому мы можем просто исключить его из списка (что и делается в ветви else). Если же микшер все еще существует, то мы вызываем его метод QThread::wait(). Обычно этот метод ожидает «вечно», но в данном случае мы ждем всего 100 мс. Если за это время поток завершится, то wait() вернет true, и тогда мы удаляем поток и исключаем его из списка. В противном случае не делаем ничего, но на следующей итерации цикла попытаемся еще раз.


По существу, мы даем каждому потоку столько 100-миллисекундных квантов времени, сколько ему потребуется для останова. Но даже если потоку нужно много времени, чтобы остановиться, он не мешает останавливаться прочим потокам, так как сразу по истечении тайм-аута мы переходим к следующему потоку. В результате общее время останова оказывается гораздо ближе к времени останова самого медленного потока, чем при суммировании времен.


В приложении Cross Fader такое усложнение алгоритма не дает значимого выигрыша по сравнению с простым решением. Дело в том, что метод QImage::save() блокирует выполнение потока и является медленным (в той мере, в какой доступ к диску медленнее процессорных операций), так что любой поток, начавший запись на диск, должен будет дождаться ее завершения. Поэтому квантование времени не дает ожидаемого преимущества.


Вторая часть метода cleanUp() не зависит от алгоритма останова потоков; она приведена ниже.



...


if (stopState == Terminating)

return;

foreach (QProgressBar *progressBar, progressBarForFilename)

if (progressBar)

progressBar->deleteLater();

progressBarForFilename.clear();

foreach (QLabel *progressLabel, progressLabels)

if (progressLabel)

progressLabel->deleteLater();

progressLabels.clear();

}



Если после останова всех потоков выясняется, что мы выходим из приложения, то все, что нужно, уже сделано, и можно возвращать управление. Если же метод вызван вследствие подготовки к новой или прерывания текущей генерации, то мы должны удалить все метки и индикаторы, оставшиеся от предыдущей генерации (если таковая имела место).


Удаление не вызывает никаких сложностей: мы просто обходим все индикаторы и метки и планируем удаление тех из них, которые реально существуют, на более позднее время, когда у цикла обработки сообщений появится такая возможность. А затем очищаем контейнер, в котором они хранятся. Нам нет нужды заботиться об этом в случае, когда приложение завершается, потому что метки и индикаторы помещены внутрь компоновщика и, значит, у них есть родитель, который удалит их естественным для Qt образом, когда будет удален сам.


Удаление меток и индикаторов с последующим созданием новых, конечно, менее эффективно, чем повторное использование. Но для повторного использования понадобилось бы написать больше кода – например, чтобы скрыть ранее созданные, но более не нужные виджеты (из-за того, что для новой генерации пользователь заказал меньше промежуточных изображений) или создать дополнительные (потому что заказано больше промежуточных изображений). Кроме того, если пользователь передумал и вместо первоначальных 14 промежуточных изображений заказал всего 5, мы будем держать в памяти 9 ненужных меток и индикаторов. Удаление и повторное создание позволяет сэкономить память за счет увеличения времени. Но это разумный компромисс, потому что время создания всего одного микшированного изображения заведомо превышает время удаления и создания меток и индикаторов хода выполнения.


Все потоки микширования создаются и запускаются в методе generateOrCancelImages() путем обращения к методу createAndRunACrossFader(), который мы рассмотрим в два приема.



void MainWindow::createAndRunACrossFader(int number,

const QImage &firstImage,

const QImage &lastImage)

{

QString filename = QString(“%1%2.png”)

.arg(baseNameEdit->text())

.arg(number + 1, 2, 10, QChar(‘0’));

QLabel *progressLabel = new QLabel(filename);

progressLabels << progressLabel;

QProgressBar *progressBar = new QProgressBar;

progressBar->setRange(0, 100);

progressBarForFilename[filename] = progressBar;


QGridLayout *layout = qobject_cast<QGridLayout*>(

progressWidget->layout());

Q_ASSERT(layout);

layout->addWidget(progressLabel, number, 0);

layout->addWidget(progressBar, number, 1);

...



Аргумент number – это номер создаваемого микшированного изображения (отсчитываемый от 0). Сначала мы формируем имя соответствующего графического файла (Image-01.png, Image-02.png и т. д.), используя двузначные десятичные числа, начиная с 1. Затем создаем новую метку и добавляем ее в список меток, а потом новый индикатор, который добавляем в словарь индикаторов с ключом, равным имени файла. После этого получаем указатель на табличный компоновщик, ассоциированный с виджетом progressWidget, – который благодаря предшествующему вызову cleanUp() сейчас пуст – и добавляем метку и индикатор в очередную свободную строку, чей номер совпадает с номером изображения.



...

double firstWeight = (number + 1) /

static_cast<double>(numberSpinBox->value() + 1);

double secondWeight = 1.0 - firstWeight;

CrossFader *crossFader = new CrossFader(filename,

firstImage,

firstWeight,

lastImage,

secondWeight,

this);

crossFaders << crossFader;

connect(crossFader, SIGNAL(progress(int)),

progressBar, SLOT(setValue(int)));

connect(crossFader, SIGNAL(saving(const QString&)),

this, SLOT(saving(const QString&)));

connect(crossFader, SIGNAL(saved(bool, const QString&)),

this, SLOT(saved(bool, const QString&)));

connect(crossFader, SIGNAL(finished()),

this, SLOT(finished()));


crossFader->start();

}



Подготовив пользовательский интерфейс, мы далее создаем и запускаем поток, в котором будет создаваться микшированное изображение. Сначала вычисляются веса; например, если пропорциональные доли изображений составляют (60:40), то веса будут равны 0.6 и 0.4. Конструктору объекта CrossFader мы передаем имя файла, начальное и конечное изображения и веса. Созданный объект помещается в список микшеров, чтобы впоследствии его было легко удалить.


Так как CrossFader – подкласс QThread (а тот является подклассом QObject), то мы можем воспользоваться механизмом сигналов и слотов, а не создавать пользовательские события и не вызывать слоты вручную, как делали в примерах из предыдущей статьи.


Мы соединяем сигнал progress() микшера прямо с индикатором хода выполнения, а остальные пользовательские сигналы, равно как и сигнал QThread::finished(), – с соответствующими слотами главного окна. В самом конце вызывает метод QThread::start(), который запускает поток.



const int StatusTimeout = AQP::MSecPerSecond * 10;


void MainWindow::saving(const QString &filename)

{

statusBar->showMessage(tr(“Saving ‘%1’”).arg(filename),

StatusTimeout);

if (QProgressBar *progressBar = progressBarForFilename[filename])

progressBar->setRange(0, 0);

}



Завершив создание изображения, но еще до начала сохранения микшер генерирует сигнал saving(), что приводит к вызову показанного выше слота. Этот слот выводит сообщение для пользователя в строку состояния. А кроме того, устанавливает диапазон индикатора хода выполнения (0, 0); эта специальная конфигурация означает, что нужно показывать индикатор занятости, а не процент выполнения, – разумное решение, так как мы заранее не знаем, сколько времени займет сохранение.



void MainWindow::saved(bool saved, const QString &filename)

{

const QString message = saved ? tr(“Saved ‘%1’”)

: tr(“Failed to save ‘%1’”);

statusBar->showMessage(message.arg(filename), StatusTimeout);

if (QProgressBar *progressBar = progressBarForFilename[filename])

{

progressBar->setRange(0, 1);

progressBar->setValue(saved ? 1 : 0);

progressBar->setEnabled(false);

}

}



Закончив сохранение изображения, микшер генерирует сигнал saved(), который приводит к вызову этого слота. Булевый аргумент saved – это значение, возвращенное методом QImage::save(), оно показывает, успешно или нет завершилось сохранение. Как и saving(), этот метод выводит для пользователя сообщение в строке состояния. Затем он обновляет соответствующий индикатор, устанавливая произвольный диапазон (в котором, однако, максимум должен быть больше минимума) и присваивая текущему значению максимальную величину, если изображение успешно сохранено (тогда полоска индикатора будет заполнена на 100%), и минимальную в противном случае (тогда полоска индикатора окажется незаполненной). Кроме того, индикатор делается неактивным, чтобы показать, что работа над данным изображением завершена.



void MainWindow::finished()

{

foreach (CrossFader *crossFader, crossFaders)

if (crossFader && !crossFader->isFinished())

return;


generateOrCancelButton->setText(tr(“G&enerate”));


if (canceled)

statusBar->showMessage(tr(“Canceled”), StatusTimeout);

else

{

statusBar->showMessage(tr(“Finished”));

if (statusBar->checkBox()->isChecked())

QDesktopServices::openUrl(QUrl::fromLocalFile(

firstLabel->text()));

}

}



Помимо сигналов saving() и saved(), микшер по завершении работы генерирует сигнал finished(), в результате чего вызывается этот слот. Он перебирает все объекты-микшеры и, обнаружив хотя бы один незавершенный, возвращает управление, ничего не сделав, так как генерация еще продолжается.


Если же все микшеры закончили работу, то надпись кнопки меняется с Generate на Cancel и в строку состояния выводится информационное сообщение. Если причина завершения – не прерывание, и флажок Show Images отмечен, то вызывается метод QDesktopServices::openUrl(), которому в качестве URL передается имя файла первого изображения со схемой протокола file://. Для получения такого URL применяется статический метод QUrl::fromLocalFile() (в версии Qt 4.6 появился еще один статический метод, QUrl::fromUserInput(), который принимает строку и возвращает объект QUrl со схемой file://, ftp:// или http:// в зависимости от входной строки).


Если методу openUrl() передан URL-адрес со схемой http://, то он пытается запустить системный веб-браузер (или открыть новую вкладку, если браузер уже запущен и настроен соответствующим образом) и перейти на страницу с указанным адресом. В случае же, когда в переданном URL указана схема file://, запускается системное приложение, ассоциированное с суффиксом файла, если такая ассоциация существует. Таким образом, если на данном компьютере установлено приложение для просмотра изображений, то оно будет запущено и получит в качестве параметра имя файла первого изображения.


Некоторые программы просмотра показывают заданное изображение, а также миниатюры всех прочих изображений в том же каталоге, позволяя легко переходить от одного к другому. Разумеется, было бы несложно добавить средство просмотра изображений прямо в приложение Cross Fader; оставляем это читателю в качестве упражнения.


Обращение к методу statusBar->checkBox() выглядит не вполне обычно. Вместо того чтобы воспользоваться классом QStatusBar, мы создали пользовательский виджет StatusButtonBar (не показан), включающий QLabel, QCheckBox и QDialogButtonBox, размещенные внутри компоновщика QHBoxLayout. Именно поэтому они все расположены на одном уровне, а не над строкой состояния (см. рис. 8.2 на стр. 315).


На этом мы завершили рассмотрение структуры пользовательского интерфейса и можем перейти к подклассу CrossFader класса QThread, где и происходит основная работа. Сначала приведем объявление класса, взятое из заголовочного файла.



class CrossFader : public QThread

{

Q_OBJECT

public:

explicit CrossFader(const QString &filename,

const QImage &first,

const double &firstWeight,

const QImage &last,

const double &lastWeight,

QObject *parent=0);


public slots:

void stop() { m_stopped = true; }


signals:

void progress(int);

void saving(const QString&);

void saved(bool, const QString&);


private:

void run();

···

volatile bool m_stopped;



Переменная m_stopped с модификатором volatile нужна для того, чтобы известить поток о необходимости прекратить работу. (О булевых переменных с таким модификатором мы говорили в предыдущей статье). Выше мы видели слоты, соединенные с тремя сигналами, определенными в этом классе; сигнал finished() унаследован от QThread. Мы опустили закрытые переменные, в которых хранятся аргументы, переданные конструктору (m_filename, m_first и т. д.).



CrossFader::CrossFader(const QString &filename,

const QImage &first,

const double &firstWeight,

const QImage &last,

const double &lastWeight,

QObject *parent)

: QThread(parent),

m_filename(filename),

m_firstWeight(firstWeight),

m_lastWeight(lastWeight),

m_stopped(false)

{

QSize size = first.size().boundedTo(last.size());

m_first = first.scaled(size, Qt::IgnoreAspectRatio,

Qt::SmoothTransformation);

m_last = last.scaled(size, Qt::IgnoreAspectRatio,

Qt::SmoothTransformation);

}



При создании микшера мы первым делом определяем размер меньшего из двух изображений – или обоих, если размеры одинаковы. (Кстати, метод QSize::expandedTo() возвращает больший из двух размеров: объекта QSize, от имени которого он вызван, и объекта QSize, переданного в качестве аргумента.) Затем оба изображения масштабируются до размера наименьшего из них, чтобы все изображения, с которыми мы работаем, в том числе и микшированные, имели один и тот же размер.


При вызове метода QImage::scaled() Qt сравнивает размеры исходного и переданного изображений, и если они одинаковы, то просто возвращает первое. Возврат изображения обходится дешево, так как Qt применяет механизм копирования при записи, поэтому реально передается только указатель или чуть больше данных.


Для простоты мы разобьем рассмотрение метода run() на две части. При этом покажем две версии первой части: одна простая, но работает медленно, другая – чуть сложнее, зато очень быстрая.



void CrossFader::run()

{

QImage image(m_first.width(),

m_first.height(),

QImage::Format_RGB32);

emit progress(0);

const float onePercent = image.width() / 100.0;

// Просто, но медленно!

for (int x = 0; x < image.width(); ++x) {

for (int y = 0; y < image.height(); ++y) {

QRgb firstPixel = m_first.pixel(x, y);

QRgb lastPixel = m_last.pixel(x, y);

int red = qRound((qRed(firstPixel) * m_firstWeight) +

(qRed(lastPixel) * m_lastWeight));

int green = qRound((qGreen(firstPixel) * m_firstWeight) +

(qGreen(lastPixel) * m_lastWeight));

int blue = qRound((qBlue(firstPixel) * m_firstWeight) +

(qBlue(lastPixel) * m_lastWeight));

image.setPixel(x, y, qRgb(red, green, blue));

if ((y % 64) == 0 && m_stopped)

return;

}

if (m_stopped)

return;

emit progress(qRound(x / onePercent));

}



Именно в этом методе и производится вся работа. Сначала мы создаем новый объект QImage нужного размера с 32-разрядным цветом, заданным в формате RGB. (Нетрудно было бы добавить и альфа-канал – прозрачность, – но это лишь удлинило бы код, не изменив принципиально его структуры, так что оставляем это читателю в качестве упражнения.) Создав изображение, мы генерируем первый сигнал progress(). Слот, с которым соединен этот сигнал, находится в другом потоке – основном потоке пользовательского интерфейса. Сигналы, передаваемые между потоками, Qt преобразует в события, которые добавляются в очередь сообщений потока-приемника. Когда основной поток доходит до такого события, он вызывает слот, соединенный с сигналом (передавая ему аргументы, посланные вместе с сигналом), так что этот слот исполняется в основном потоке, а не в том, где был сгенерирован сигнал.


Для выполнения микширования мы читаем RGB-значения соответст­ вующих пикселов первого и последнего изображений и вычисляем их взвешенную сумму с округлением. Например, если в пикселе первого изображения красный компонент равен 240 и вес первого изображения составляет 0.6, а в соответствующем пикселе второго изображения красный компонент равен 120 и вес второго изображения составляет 0.4, то доля красного в пикселе микшированного изображения будет равна 192: (240 × 0,6) + (120 × 0,4) = 144 + 48 = 192.


Метод QImage::pixel() возвращает беззнаковое целое; QRgb – это просто typedef, проясняющий семантику. Функции qRed(), qGreen() и qBlue() получают на входе значение типа QRgb и возвращают целое – соответственно красный, зеленый и синий компоненты цвета. Имеется еще typedef QRgba, включающий альфа-канал (прозрачность), и функция qAlpha(), а также функция qGray(), порождающая оттенок серого цвета по данному значению типа QRgb (или по трем целым числам, задающим величины красного, зеленого и синего компонентов).


Во внешнем цикле обходятся столбцы матрицы изображения, а во внутреннем – строки. Чтобы вовремя распознать прерывание от пользователя, на каждом 64-м пикселе мы проверяем, не надо ли остановить поток. В конце каждого столбца мы еще раз проверяем условие останова и генерируем сигнал progress(), передавая номер только что обработанного столбца.


К сожалению, методы QImage::pixel() и QImage::setPixel() работают слишком медленно. Есть две альтернативы, и обе основаны на знании того, что в классе QImage данные пикселов хранятся в одном непрерывном массиве. Первое решение состоит в том, чтобы работать на уровне горизонтальных строк изображения. Метод QImage::scanLine() возвращает указатель на одну «строку» пикселов. Если работать с ней напрямую вместо чтения и установки отдельных пикселов, то можно добиться существенного ускорения. (В исходном коде этот вариант присутствует, но здесь мы его опускаем.) Другое решение – работать на уровне самого массива пикселов. Доступ к нему дает метод QImage::bits(), и такой подход оказывается самым быстрым. Ниже показано, как достичь того же результата, что и выше, с применением метода QImage::bits():



void CrossFader::run()

{

QImage image(m_first.width(),

m_first.height(),

QImage::Format_RGB32);

emit progress(0);

const int onePercent = qRound(image.width() * image.height() /

100.0);

QRgb *firstPixels = reinterpret_cast<QRgb*>(m_first.bits());

QRgb *lastPixels = reinterpret_cast<QRgb*>(m_last.bits());

// Самый быстрый способ

QRgb *pixels = reinterpret_cast<QRgb*>(image.bits());

for (int i = 0; i < image.width() * image.height(); ++i) {

QRgb firstPixel = firstPixels[i];

QRgb lastPixel = lastPixels[i];


int red = qRound((qRed(firstPixel) * m_firstWeight) +

(qRed(lastPixel) * m_lastWeight));

int green = qRound((qGreen(firstPixel) * m_firstWeight) +

(qGreen(lastPixel) * m_lastWeight));

int blue = qRound((qBlue(firstPixel) * m_firstWeight) +

(qBlue(lastPixel) * m_lastWeight));


pixels[i] = qRgb(red, green, blue);


if ((i % onePercent) == 0) {

if (m_stopped)

return;

emit progress(i / onePercent);

}

}



Мы вызываем QImage::bits() трижды – для получения доступа на чте­ ние-запись ко всем трем изображениям. Затем вместо двух циклов – по столбцам и по строкам – мы обходим все биты в одном цикле. (В исходном коде вариант решения выбирается с помощью директивы #if; рекомендуем поэкспериментировать, чтобы увидеть, насколько подход на основе QImage::bits() быстрее.) Единственное, что замедляет работу, – это оператор if; без него код работал бы еще быстрее, но пользователю пришлось бы дольше ждать прерывания генерации, а индикация хода выполнения оказалась бы гораздо грубее.



emit progress(image.width());

if (m_stopped)

return;


emit saving(m_filename);

if (m_stopped)

return;


emit saved(image.save(m_filename), m_filename);

}



Закончив создание нового изображения, мы генерируем сигнал progress() и, если пользователь не прервал операцию, еще и сигнал saving(). Далее мы пытаемся сохранить изображение и генерируем сигнал saved(), извещая о результате работы метода QImage::save(). Сигнал finished() явно не генерируется, это сделает базовый класс по выходе из метода run().


Использовать класс QThread в этом приложении оказалось нетрудно, потому что не потребовалось синхронизировать доступ и мы смогли в полной мере воспользоваться механизмом сигналов и слотов. Но если бы количество параллельно создаваемых изображений было велико, то применение разделяемой очереди работ и небольшого числа потоков – подход, рассматриваемый в следующем разделе, – позволило бы получить более масштабируемое решение.


Так же в этом разделе:
 
MyTetra Share v.0.59
Яндекс индекс цитирования