Американские преподаватели заметили, что их ученики не пользуются иерархической системой папок и файлов на компьютерах, а просто складируют все документы в одном месте. Они настолько привыкли к Google, что сортировать файлы им просто не нужно — через поиск в любом интерфейсе можно найти нужный файл, даже не зная, где он находится. The Verge рассказал о непонимании между студентами и профессорами, которым приходится объяснять на лекциях, что такое файл и как его сохранить.
* * *
В 2017 году астрофизик Кэтрин Гарланд дала своим студентам задание смоделировать турбины для реактивных двигателей. Ученики не смогли его сдать, потому что программа не смогла найти их файлы. Когда Гарланд спросила, где они сохранили свой проект, то столкнулась с непониманием — они не только не знали, где сохранили свои файлы, но и вообще не понимали вопроса;
Профессор психологии Университета Сассекса Линкольн Коллинз попросил учеников сохранить файл в определённой директории — и его никто не понял. Физик и лектор Университета ЭАФИТ Николас Гуарин-Запата заметил, что ученики в его классе тоже не могут найти свои файлы. Осенью 2017 года на учебных форумах стали объяснять , что такое файловая система;
Профессоры знакомы с иерархической системой папок, которую современные операционные системы используют для упорядочивания файлов. Компьютер не просто сохраняет файл в бесконечном пространстве — он сохраняет его в папке «Загрузки», «Рабочий стол» или «Документы», которые находятся в «Моём компьютере»;
Эта идея, казалось бы, интуитивно понятна любому пользователю компьютера. «Я открываю ящик, и внутри этого ящика у меня есть ещё один шкаф с огромным количеством ящиков. Как вложенная структура. В самом конце у меня папка или лист бумаги, к которому я могу получить доступ», — так описал файловую систему Гуарин-Запата;
Ученики же представляют себе хранилище по-другому. «Наиболее понятная для меня вещь — это корзина для белья, где всё собрано вместе, а ты просто вытаскиваешь то, что тебе нужно в любой момент», — так файловую систему описал студент Принстона Джошуа Дроссман;
Программист Дроссман обучался навигации по каталогам и папкам на протяжении всего обучения в университете, и он понимает их важность в своей области. Но для него такая система не кажется естественной. После девятимесячного исследовательского проекта у него накопилось столько файлов, что он отказался от попытки их структурировать. «Я старался быть организованным, но наступил момент, когда файлов стало так много, что настал беспорядок», — говорит Дроссман;
Студентка факультета журналистики Техасского университета Обри Фогель рассказала, что в детстве пользовалась компьютером вместе с дедушкой, который показал ей, как сохранять файлы в папках. Но, повзрослев, она, как и Дроссман, отошла от этой системы — теперь у неё две огромные папки: для учёбы и для работы;
Профессор физики и астрономии Университета Джорджа Мэйсона Пётр Плавчан видел похожее поведение среди своих студентов — и не может его понять: «У студентов в моей лаборатории есть компьютеры — у них на рабочем столе тысячи файлов, никак неорганизованных»;
В The Verge предположили, что отношение к файловой системе могло измениться, потому что аналогия, которую приводили профессоры, перестала быть актуальной — шкафы для хранения документов. Современные школьники и студенты хранят учебные материалы в OneDrive или Dropbox, а не на бумаге. Они также привыкли к приложениям вроде инстаграма, тиктока и ютуба, где контент находят в бесконечном «море», а не в рамках иерархичной структуры;
В издании также предполагают, что на изменения мышления повлияла функция поиска, из-за которой пользователи перестали нуждаться в структурировании своих файлов. В операционных системах функции поиска по папкам не было до начала нулевых — как раз в то время, когда училось старшее поколение. «Когда я рос, у тебя был файл. Ты должен был его где-то сохранить. Ты должен был знать, где ты его сохранил. Функции поиска не было. Теперь нет концепции, что файл где-то „живёт“. Они [студенты] просто ищут его через строку поиска», — отметил профессор астрономии Савик Форд из Манхэттенского общественного колледжа;
Хотя структура каталогов всё ещё есть на всех компьютерах и облачных хранилищах, современные версии macOS и Windows их «прячут» — у пользователей всё меньше необходимости взаимодействовать с иерархиями. Однако в академической области структура каталогов остается важной. По словам Плавчана, астрономы работают с сотнями тысяч файлов одного формата, с которыми тяжело работать, используя только функцию поиска;
Вероятно, проблема заключается в том, что в школах не учат тому, как обращаться с файлами. Согласно исследованию , в которых изучали способности девятиклассников продуктивно использовать компьютерные технологии, только 2% представителей поколения Z достигли наивысшего уровня компьютерной грамотности;
Некоторые предполагают, что проблема не в том, что современные студенты не учатся обращаться с компьютером, а скорее приобретают другие навыки. Например, Гуарин-Запата пытался спрашивать у студентов, как пользоваться инстаграмом, но так и не смог научиться: «Они используют компьютер одним способом, а мы — другим»;
Теперь на академических курсах обучают не только определённым специальностям, но и по основам компьютерной грамотности. Например, курсы Коллинза включают целую двухчасовую лекцию, посвященную файловой системе. Он использует все возможные аналогии — сравнивает поиск файлов с инструктажем по вождению, показывает иерархическое древо и просит студентов представить, что они ведут других к определённой точке;
Студенты же считают, что это профессорам необходимо изменить своё мышление. Работа с учениками убедила Гарланд в том, что «одна папка для всего» может быть лучше, чем структурированная система. Теперь она использует функцию поиска в компьютере, чтобы найти расписание и документы, когда теряет их в стопке папок: «Я думаю: „Да, мне уже и не нужны эти вложенные папки“»;
Даже те преподаватели, которые используют на лекциях структурированные файловые системы, подозревают, что они цепляются за подход, который скоро устареет. «Я представляю, что произойдет, когда поколение студентов вырастет и станет профессорами. Они сделают собственные инструменты, основанные на совершенно другом подходе, чем тот, который мы используем сегодня», — отметил Плавчан.