Как понимать волнистого попугая
Уроки русско-птичьего.
О том, что коммуникация животных в корне отличается от нашей, людской, рассказывали ещё учебники биологии. Природа ли, либо наши собственные незаурядные способы обращения с ней подарили человеку речь. Однако это, скорее, добавило проблем нам самим, чем как-то возвысило над животным миром.
Общение животных происходит абсолютно на другом уровне и может включать в себя не только слуховые каналы связи, но и обонятельные и тактильные. Что касается птиц, то их можно отнести к тем счастливицам, которым дан особый голос и возможность общаться с себе подобными не абы как, а действительно красиво. Великолепно развитые уши и сильный голосовой аппарат – это как раз то, результат чего мы слышим по утрам в лесу. Но оставим лесным птицам их собственную богатую и таинственную жизнь прекрасных песен: их родственники попугаи освоили коммуникацию на высшем уровне.
Для примера стоит остановиться на виде, число особей которого в неволе превышает число особей в природе. Это всеми любимый озорной волнистый попугайчик. Для начала хорошо бы разрушить стандарт, по которому считается, будто любимое занятие попугая – это крик и копирование человеческой речи. Волнистый попугайчик при ближайшем рассмотрении может явить собой весьма интересный образец для изучения птичьей системы коммуникации.
Для начала: тот самый резкий и для многих невыносимый попугаячий крик, который можно воспроизвести звуками русской речи приблизительно как «ча-ча-ча», на самом деле не является основной звуковой темой птичьей жизни. На подобный крик можно нарваться только тогда, когда попугай чем-то сильно взволнован или же у него отличное, бодрое и даже дерзкое настроение. Вопль «ча-ча-ча» с открытой гласной сопровождает активный кросс по клетке с запрыгиванием на решётку, потолок и взмахами крыльев. Так что человек, услышавший подобный пассаж должен перевести его как «мне весело, утро прекрасно, а вам весело?»
«Ча-ча-ча», только с более закрытой гласной и прикрытым клювом попугай произносит, когда он хочет что-то утвердить. Приблизительно это можно перевести как «да-да, именно так, хозяин, и нечего на меня так смотреть». Чаще всего этот звук сокращается до просто «чак-чак», что приносит ещё больше весомости птичьей информации.
Птичка может просто «причакнуть», как присвистнуть, проинформировав, что обстановка для него в общем благоприятная, но что-то маловато поводов для веселья. Стоит отметить, что если в природе птицы общаются исключительно между собой, то жизнь попугая крепко завязана с человеком, именно поэтому он использует свои звуки и для донесения информации до хозяина. Именно поэтому неплохо разобраться в том, что там толкует птица, и понять, что она вовсе не орёт, а просто разговаривает.
Если у человека и попугая налажен добрый контакт, при первой встрече, скажем, утром, попугай часто может дружески стукнуть хозяина в протянутый палец закрытым клювом и произнести что-то вроде «чак-чвяк»! Так делала общительная птичка Маша Галины Мюллер и попугай автора Артуша. Перевести это можно только как «привет, очень рад»! Так же может поступить попугай и с сородичем, однако ещё не вопрос, получит ли он соответствующий ответ: птицы любят обмениваться тумаками.
Второй по частоте произнесения попугаем это звук пик», в котором в самой громкой фазе несложно расслышать типично воробьиное «чирик». Это первый звук, который учатся произносить попугайные малыши, когда у них только прорезается голосок. Обычно он звучит как «пиу» - очень по-детски.
«Чирик-чирик» носит в попугайном лексиконе сразу несколько оттенков. Кстати, именно по этому параметру – мелодизму – попугайный язык можно отдалённо сравнить с языком китайским, ведь там тоже смысл многих слов зависит от сказанной мелодии и интонации. Звук «чирик-чирик-чирик» обычно оповещает о том, что попугай не волне понимает ситуацию и хочет что-то уточнить. И чем непонятней ситуация, тем пронзительней и громче настойчивый «чирик!, превращающийся в пронзительное и односложно повторяющееся «пи»! «пи!». Кеша Ольги Патлатой обычно делал так, когда хозяева производили некие манипуляции со шторами. Звук, свет и обстановка действовала на этого симпатичного зелёного парня просто нервирующее. Своим отчаянным «пи!» он молил объяснить ему, что за чертовщина творится и поскорее её прекратить.
Попугайчики могут подобным образом разговаривать, когда зовут сородича, скажем, если унесли клетку. Тогда это можно перевести как «Где? Куда?» Вопреки излюбленному мнению о том, что птица может кричать от голода, можно сказать, что при отсутствии пищи попугай, напротив, молчит и пытается донести информацию до человека скорее своим поведением, нежели криком.
«Пи» сказанное более спокойным тоном, с дополнительными звучками вроде «пиу», обычно переводится как вопрос, но заданный спокойно и терпеливо. Например, Артур всегда прибегал к таким вопросам, когда его клетку по каким-то причинам перемещали в другое место. Он был растерян, и вопрошал, но тактично и довольно негромко.
Попугаи – великие исследователи. Они могут устроить турпоездку по вашему дому и познать много нового для себя. Вот и в лексиконе у них имеется свой звучок, который попугай произносит, когда ему очень хорошо и интересно. Обычно он напоминает произнесённые с полным ртом «чиви-чиви-чиви», троекратно повторяющиеся после каждой паузы. При чём звучок этот попугай произносит, не отрываясь от дела. Так поступала птичка Артуша, обожавшая развязывать бахрому на плафоне торшера. Ориентируясь на эти коварные звуки, хозяева уже понимали, что птица добралась до своего любимого занятия.
Помимо основных звуков для выражения сильных эмоций, попугай обладает и способностью к своеобразному пению. Именно комбинация звуков «пиу» и чак» рождают его знаменитую трель. Этой самой трелью попугай даёт понять, что его настроение хорошо и спокойно, и он ничем не разнервирован. Попугай занимает удобную позицию. Чаще всего перед зеркалом или каким-нибудь выдающимся предметом, вроде гвоздя, завитушки мебели или другого попугая и начинает петь.
Исследователи певчих лесных птиц отмечают у них части трелей и коленца. Каких-то особых коленец у попугая нет, он комбинирует звуки произвольно, в зависимости от настроения и творческого запала. В общем виде эта песенка выглядит как «тую-тую-тую-чак, тую!» Издали может создаться впечатление, будто течёт вода. В таком состоянии попугая лучше не трогать – не портить ему настроение. Да и песенка сама по себе хоть и бесхитростна, но довольно приятна на слух. Иногда в песенке появляется прицокивание, что само по себе знак вдохновения.
Если попугай устал от собственного веселья, но ещё не до такой степени, что хочет заснуть, от него можно услышать воркующие звуки, вроде произносимых тихо и под нос, с закрытым клювом «кве, кве-е, кве-е-е». Интонация звуков при этом понижается. В сонном состоянии говорение на тему того, как он устал и как ему хорошо низводится до простого «кё-ё-ё», кё-ё».
Попугай может «квякать» и совсем в другом тоне. Тогда это уже не тихое воркование, а отчаянный крик. Всякий, кто когда-либо пытался взять попугая в руки, сталкивался с этим. Истошное «квя!» порой напоминает поросячий визг и сигнализирует только о том, что попугай хочет, чтобы вы немедленно оставили его в покое.
Попугайчики склонны как к веселью, так и к некоторым отрицательным эмоциям. Например, недовольный поведением человека или пернатого партнёра попугай издаёт очень неприятный стрёкот, напоминающий булькание. Его можно передать как «питии-пити-пити» с очень возвышенной интонацией, иногда срывающейся на конечный громкий «пик»! две девушки-красавицы Рики и Ники частенько переходят на подобный язык, отстаивая друг перед другом право на веточку или кусок яблока. К человеку это тоже может относиться, поэтому следите за своим питомцем. Скажем, видный птичий мужчина Артур всегда очень негативно реагировал на то, что производилось непосредственно перед его клеткой. Любое размахивание шваброй или попытка взять пульт дистанционного управления сопровождалась стрёкотом.
Урчащие звуки говорят о том, что попугаю хорошо, и он доверяет тому, кому это урчание отнесено. Птички могут подобным образом общаться и между собой. Выглядит это так: два попугая (вовсе не обязательно «муж» и «жена») сидят рядом и лезут друг другу в клюв. Непосредственное кормление при этом происходит редко. Звук урчания шмеля, который можно воспроизвести как «хря-хря-хря» сигнализирует о том, что идёт какой-то очень приятный и доверительный разговор между птичками.
Громкий, но одиночный и резкий писк попугай издаёт при сильной боли. Это, так сказать, птичье «ой». Когда Артура кусала его подружка Груша, он вскрикивал именно так. Во избежание телесных страданий попугай может довести дело до своеобразного утробного рыка. Обычно этот звук очень сложно расслышать, он идёт словно бы из желудка птицы, иногда вырываясь наружу свистом чайника. Никогда не нельзя доводить попугая до такого состояния! Птица с хорошей памятью на эмоции, она может не простить хозяину такой ситуации.
Что же касается так любимого некоторыми хозяевами «говорения», то для попугая это на самом деле тоже всего лишь один из возможных звуков его попугайного языка. Попугай использует человеческие слова для выражения своих эмоций. Чаще всего попугаи говорят именно в хорошем и спокойном настроении, но могут пропустить слово-другое в каких-то экстренных ситуациях или к месту. О том, что попугаи умеют произносить слова в нужное время – отдельный разговор. Стоит только упомянуть о недюжинном интеллекте этих птиц, позволяющий им грамотно использовать свой лексикон.
Доктор биологических наук, орнитолог Финского университета в Оулу Ханна Вартиайнен напоминает о том, что у попугая, как и у всякой птицы, богатый коммуникационный опыт и развитый мозг, который управляет процессом коммуникации.
«Мозг попугая отличается от нашего по строению, но это не значит, что он менее совершенен, - говорит она, - Для любой птицы звук – это главный инструмент общения. Если лишить птицу возможности произносить звуки, она вообще умрёт. Поэтому их система звукового общения так богата, и постичь её до конца очень сложно. Птицы способны на проявление чувств – обиды, ревности, заботы, - и мы должны ценить это и уважать».
Поэтому когда волнистый попугайчик сидит и тихонько «бухтит», на самом деле он ведёт мелодичный монолог, понять который человеку, возможно, стало немного легче.